«Здесь выживают настоящие герои» — МК

«Здесь выживают настоящие герои»
Илья Лагутенко про рок в своем Отечестве

Илья Лагутенко, лидер рок-группы «Мумий Тролль», один из самых неординарных людей в популярной российской музыке, встретил меня довольно равнодушно, сидя в студии на красном диване. Мне предстояло поместиться рядом и под пристальными взглядами нескольких соглядатаев провести интервью с человеком, который уже размышлял над чем-то, погрузившись в глубины своего сознания. Удивительно, как быстро он вынырнул на поверхность, живо реагировал на вопросы, шутил и проявлял интерес не только к собственной персоне, но и ко всему, что его окружает. В итоге получилось интервью «МК» с Ильей Лагутенко о группе «Мумий Тролль», Москве, генетически-модифицированных продуктах, рок-н-ролле и необходимости оставаться настоящим собой в современном мире.

- Как вы относитесь к тому, что жанр рокопопс, родителем которого была группа «Мумий Тролль», сейчас ушел в народ и почти не ассоциируется с вами?

- Слава богу, что он ушел в народ. Для меня и моих приятелей этот жанр до сих пор — хорошая шутка. Мы придумали ее исключительно для того, чтобы прекратить вопросы на тему того, какую музыку мы играем. Но, к нашему удивлению, все это было принято не то чтобы на ура, а с каким-то благоговением! И гротеск превратился в такое вот ординарное явление, что, в свою очередь, говорит о силе этого термина. И уже, наверное, тот самый мумийтроллевский рокопопс разделился на 150 субнаправлений, и люди
продолжают споры, к какому крылу рокопопса кто относится, к правому или левому. Но даже если мы когда-то и сидели за рулем этого самолета, то уже давно катапультировались. (Смеется.)

- В некоторых песнях у вас Москва предстает, мягко говоря, не лучшим местом для жизни. За что такая нелюбовь?

- Нужно признаться, что Москва — самый удивительный и знаменательный, с бешеным ритмом, город во всем мире на данный момент. Но человечного, к сожалению, здесь в последнее время становится все меньше и меньше. Люди настолько увлечены каким-то движением, круговоротом событий, денег, каким-то торнадо, который происходит в этом городе! И этот торнадо даже привлекателен для людей со стороны. Но выживают здесь действительно самые настоящие герои. Все остальные, которые говорят о прелестях Москвы, здесь надолго не задерживаются. Москва поражает сегодня любого приезжего, да как, в общем, и всегда: И поражает не культурой, архитектурой или инфраструктурой и благами элементарной жизни, а своим бешеным ритмом, темпом, энергией и противоречиями.

- В песнях молодых групп Москва, наоборот, весенняя, радостная, восторженная. Вы выглядите на их фоне уставшим человеком.

- Наверное, действительно Москва не ассоциируется у меня с весной. Если взять нашу последнюю песню («Контрабанды». — «МК»), то, может быть, эти новые группы и есть тот груз контрабанды, который так был необходим этому городу, чтобы его сделать более радостным и веселым для тех, кто сомневается, что здесь все хорошо.

- А вы где живете?

- Мне так повезло, что в моей прописке я уроженец Москвы, хотя я никогда надолго здесь не удерживался. Детство, отрочество и юность мои прошли на Дальнем Востоке, и я в этом смысле больше дальневосточник, чем москвич. И в последние десять лет я рад бы закрепиться где-то на одном месте, но специфика того, чем я занимаюсь, — это группа «Мумий Тролль», которая в постоянных разъездах. И нам нравится видеть мир и нашу страну благодаря тому, что мы делаем. Потому что те впечатления, которые ты получаешь от общения с настоящими людьми, не заменят никакие телеканалы «Дискавери».

- Сейчас такой новый тренд — быть против гламура и позерства…

- Слава богу! Я считаю, что это правильно и настоящая потребность сегодняшнего времени. Действительно, люди слишком увлеклись какими-то нереальными историями, которые не происходят ни с нами, ни с ними и вообще ни с кем! Все это хорошо на уровне не совсем научной, но фантастики. И печально, когда это начинает быть смыслом жизни, которой, собственно, нет. Поэтому лучше оставаться самим собой, какой ты есть на самом деле. (Здесь Илья задумывается и берет паузу.) Ну а вдруг ты настоящий позер? Что ж тогда? Может, мы оставим этих позеров, пусть живут своей жизнью? Пусть у каждого будет своя жизнь, та, которую он не только заслуживает, но и просто хочет.

- У вас есть новая песня со словами: «Поспи, рок-н-ролл, поспи». Что это означает?

- Колыбельная такая. Я подумал, что, может быть, она будет хороша для маленьких детей. Чтоб они росли и с люльки понимали, что есть не только та музыка, которую играют по телевизору, но есть еще и рок-н-ролл. (Улыбается.) А с другой стороны, конечно, это шутка. Для нас это, наверное, было такое возвращение к первому вопросу, с которого началось интервью, о том, что, может, действительно оставить в покое какие-то термины и разбирательства и оставить вещи такими, какие они есть.

- Да, только люди могут подумать, что вы имеете в виду, что сейчас рок-н-ролл спит, но настанет время, и он еще проснется.

- Хороша сама фраза «люди могут подумать». Если люди подумают, это уже здорово! Но мне почему-то действительно кажется, что это такое закономерное развитие вещей: Я в своих суждениях не такой радикальный, как старый эшелон рок-клубов. За рок-н-роллом для меня стоит не некий музыкальный жанр, а сам подход к жизни — тот, о котором вы говорите: честный, натуральный и без позерства.

- Многие популярные артисты продолжают себя искать в музыке, не останавливаются на достигнутом. Мадонна, например, в r`n`b отправилась. А как у вас с экспериментами?

- Мадонна, конечно, со своей последней работой как-то припоздала. Обычно у нее был дар предвидеть и просчитывать людей вперед, именно молодых музыкантов. Вероятно, это семейные дела влияют так: Те люди, с кем она делала последний альбом, года три-четыре назад были актуальны — все эти товарищи типа Тимбалэнда и Фаррелла. Не я это придумал, это я прочитал рецензии на альбом — большинство критиков и слушателей в этом сходятся. Я думаю, когда ты являешься неким статусным исполнителем, то, наверное, это твоя первостепенная задача — не почивать на лаврах. Может, ты желаешь скучной жизни себе, но подумай о тех людях, которые тебя слушают и уважают
за какие-то прошлые вещи, не делай их жизнь скучной и бездарной. Обязанность этих артистов — удивлять в первую очередь не публику, а себя тем, что ты еще чего-то можешь помимо того, в чем ты и так хорош.

- Чем вы в новом альбоме себя удивляете?

- В первую очередь тем, что у меня теперь непреодолимое желание начать с чистого листа и рассматривать группу «Мумий Тролль» не такой группой, которая когда-то изобрела термин «рокопопс» и записала несколько культовых альбомов: А именно выпустить быстро то, что есть в голове на сегодняшний момент. Если с предыдущей пластинкой «Амба» мы пытались быть верны исполнению «Мумий Тролль» на сцене — рок-н-ролл чистой воды: Если пластинка «Слияние и поглощение» была заигрыванием с новыми технологиями: Если на пластинке «Похитители книг» мы шли на поводу у режиссера, при этом обладая полной свободой эксперимента: То сейчас те новые песни, тот материал,
который мы записали за последний год, мы пытаемся издать, не определяя никакой концепции. Мое искреннее желание, чтобы слушатели услышали все, что мы записали, включая и рабочие версии, и то, как мы к ним шли. Все несколько десятков песен, над которыми мы работали. И я понимаю, что это несколько амбициозное и, может быть, не совсем своевременное желание. Сейчас в музыке CD-диски уже никто не рвется выпускать, все больше ориентированы на культуру одной песни в телефоне, айподе или во всяких скачиваемых сборниках — нетрадиционных формах распространения этой музыки. А мне хочется поступить как в старые и добрые времена, когда мы только начинали: запишешь на кассету в диктофоне всего-всего и даешь слушать друзьям, а они потом в этом разбираются.

- Но если песен несколько десятков, как уместить их на одном диске?

- Может быть, кто-то придумает специальный диск, чтобы они там все поместились. Может, это будет специальный чип, как собакам за ухо вживляют, чтоб они не потерялись. Сейчас в мире происходит столько интересных замечательных вещей! Вот мне на днях рассказали, что в Китае, оказывается, изобрели копию яйца.

- Куриного?

- Да! Копию, которая не отличается от куриного яйца ни по внешнему виду, ни по вкусу. Более того, эти яйца уже можно покупать в магазинах и вы их никогда в жизни, оказывается, не отличите. И произвести эти яйца дешевле, чем содержать куриную ферму. И что завтра мы будем покупать в наших магазинах? И что случится с нами, если мы 10 лет будем есть эти яйца — никто не знает! Поэтому не исключено, что в какой-то момент ко мне придете вы и скажете: «Песни не влезли на один диск, но я придумала такое музыкальное яйцо, которое ты кушаешь и слышишь все песни! И они остаются у тебя навсегда, даже если ты делаешь яичницу или варишь это яйцо вкрутую». И когда
вы его съедите, это яйцо, оно станет дороже, чем яйцо Фаберже, вот! И никакой Вексельберг у вас его не выкупит. Только вместе с вами, а мы, как известно, не продаемся.

- В связи с этим родился актуальный вопрос: насколько важно для вас отсутствие генетически-модифицированных продуктов в пище, которую вы употребляете?

- Я не смотрю на упаковки. Может, я слепо верю надписи «органическая еда»… Я раб, наверное, всех этих названий, не внедряюсь в красители «Е». Вообще, конечно, кушать надо больше «нутришес», питательных веществ.

- Последний альбом «Амба» был немного грустный, по крайней мере, я его так восприняла. И сейчас у вас новая жизнь, новая любовь. Скажется ли это на новой пластинке?

- Вы знаете, мои пластинки никаким образом не относятся к моей личной жизни. Также моя личная жизнь совершенно не обсуждается. Как заметил один нам всем известный товарищ Владимир Владимирович, «политик живет в стеклянном доме; никто не должен совать в него свои гриппозные носы». Люди имеют такое же право, чтобы в их жизнь не совались ни гриппозными носами, ни эротическими фантазиями.

- Поэтому вы не устраивали официальной свадьбы с громкими приемами, как это делают большинство артистов?

- Ну и вообще я честно признаюсь, что мне не нравится все это обсуждать в рамках наших замечательных интервью. И если когда-нибудь мои семейные фотографии где-то появляются — ну и пусть они будут, если кто-то хочет полюбоваться. Для всех разговоров существует свое место и время, и, может, не стоит об этом в вашей замечательной газете. Не будем уподобляться людям с гриппозными носами.

- Честно говоря, нашу газету в том числе те самые «носы» и читают.

- Будем лечить! Наши беседы для них — как капли в нос!

- Вы не обиделись на главу о вас в последней книге Александра Кушнира? Там так нелицеприятно представлен момент вашего выступления на корпоративном мероприятии. И многие статусные артисты стесняются выступать на корпоративах.

- Люди разных вещей стесняются. Некоторые статусные артисты не стесняются без штанов в телепередачах выступать. Или, например, человек может быть в душе и в практике очень хорошим писателем, но жизнь так с ним обходится, что ему иногда приходится и пресс-релизы писать. Художникам — рисовать рекламные плакаты и заниматься веб-дизайном, поэтам приходится придумывать рекламные слоганы. Это не сегодняшнего дня ситуация, она существовала всегда и везде. Главное, чтобы в огромной банде нашей творческой интеллигенции оставались те, кто действительно друг друга иногда радует. И вот за это «иногда» подчас можно многое простить, отдать, пережить и не обижаться. И на том же корпоративе, поверьте, может быть человек, который со слезами на глазах слушает твои песни, и ты понимаешь, что это чувство совершенно не поддельное, и ты ему доверяешь. Конечно, хорошо, когда перед тобой стоит 50 000 тысяч таких людей, но это уже, наверное, другая песня.

- Не чувствуете своей вины за историю, которая произошла между группой «Кач» и Виктором Дробышем? Мастербоя же судят.

- Слава богу, что во всей этой истории единственный, кто ситуацию адекватно воспринимает и представляет публике, — это тот же Сергей Мастербой. Он доказал и показал не только свой талант, но еще и выдержку и умение отстаивать свое творчество. И я считаю, что в данном случае я не ошибся в выборе героя.

- Да, только засудят-то его, а не вас.

- Неизвестно еще, кого засудят. Насколько я понимаю, если уж будет такой п р е ц е д е н т, — на выдохе произносит Илья, — то есть грандиозное количество нелицеприятной информации, сказанной Виктором Дробышем в мой адрес и адрес того же Сергея, мы можем на тех же условиях начать ответный судебный процесс. Единственное, мне обидно и жаль, что, оказывается, есть огромное количество людей в нашей стране, близких к правоохранительной системе, которые воспринимают эту ситуацию совершенно на ином уровне. Это же все юмор в конце концов!

В следующий раз встретимся с Ильей Лагутенко и группой «Мумий Тролль» 29 июня на празднике «МК» в «Лужниках». MEGA БИТ FEST у Бассейна! Приходите в 12.00.

СПРАВКА «МК»

31 октября 2007 года известный журналист, пиар-менеджер Александр Кушнир презентовал книгу «Хедлайнеры», в которой по главам описал работу с самыми звездными своими заказчиками последних 10 лет. Кроме Бориса Гребенщикова, Земфиры, Глюкозы и так далее в книге присутствует глава о группе «Мумий Тролль». Журналист откровенно дает детали своей работы с группой, не всегда приятные для участников процесса, и рассказывает истории, о которых не принято распространяться.

СПРАВКА «МК»

14 апреля 2007 года на фестивале Fuzz в Санкт-Петербурге группа «Кач» в альянсе с группой «Мумий Тролль» представила массовому слушателю песню, в которой присутствовала фраза: «Витя Дробыш, соси у*быш!». Песню исполнял солист «Кач» Сергей Мастербой, Илья Лагутенко в этот момент одобрительно кивал головой в такт. «Меня обвиняют по статье 130 УК РФ в том, что я якобы оскорбил продюсера Дробыша: Что мне грозит? Это мне не интересно, так как виновным я себя не признаю», — весной этого года писал в своем блоге Мастербой.

Прислано: Tat

Еще