«Илья Лагутенко: трудно быть богом, лучше быть пророком» — Труд

ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО: «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРОРОКОМ»

Группа «Мумий Тролль» дала первый в этом году концерт в Москве, представив песни с новой пластинки «Контрабанда». О том, почему первый за год, а также о маршрутах географических и жизненных, музыкальной индустрии российской и западной, свободе абсолютной и относительной «Труду-7» рассказал главный «тролль» Илья Лагутенко.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ У МЕНЯ ТАКИЕ ЖЕ, КАК И У МИЛЛИОНОВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»

- Илья, предположим, что группы «Мумий Тролль» нет и не было, чем бы вы могли заниматься?

- Да чем угодно! Я по образованию востоковед-африканист, окончил восточный факультет Дальневосточного государственного университета. Я могу говорить по-китайски, разбираюсь во внешнеэкономических отношениях. Я работал и в строительстве, и в гостиничном бизнесе, и в банковских структурах, и на атомных станциях, даже продавал чечевицу сектам Харе Кришны. Но ничто меня так не привлекало, как создание песен. Еще мне очень нравится писать картины маслом. Мне нравится сам процесс: человек, холст и масло посредине. К сожалению, я не могу тратить на это достаточно времени, чтобы порадовать посвященную мне Третьяковскую галерею. (Смеется.) Но кто знает, как жизнь распорядится.

- Илья, жизненные приоритеты меняются с возрастом?

- Нет, вы знаете, какие-то основные принципы, которые были сформированы моей семьей, работают все эти годы, вне зависимости даже от той страны, в которой мы живем. Это в первую очередь терпение и труд, и еще: если ты каменотес, то ты должен быть самым лучшим в мире каменотесом. Поэтому я и хочу быть самым лучшим в мире Мумий Троллем.

- А остается ли у вас при таких амбициях время на отдых и где вы любите отдыхать?

- О! Действительно существует пара мест в мире, куда мне очень нравится возвращаться просто так. Это Южная Африка — из-за незабываемой, драматической природы, гор, саванн и ощущения безбрежного океана. И еще Гонконг. Если бы мне предложили построить город в любой географической точке, я построил бы именно Гонконг. В этом городе меня устраивает абсолютно все: и отношение к природе, и бизнес, и отдых. Притом что это один из крупнейших портов мира, там замечательные пляжи, где можно купаться.

- Кстати, об Африке. Расскажите, как прошла ваша африканская свадьба.

- Вы знаете, я, конечно, понимаю, что я не самая незаметная в нашем обществе персона и многих людей интересуют какие-то подробности моей личной жизни. И я не могу занять позицию инопланетянина, который не живет по человеческим законам. Нет, я так же хожу в булочную, езжу по тем же пробкам, читаю те же газеты и журналы, и человеческие стремления у меня такие же, как и у миллионов других людей: жить в мире и согласии, в семье с человеком, которого ты любишь и который любит тебя. Но привлекать к этому повышенное внимание я все-таки не хочу. Абсолютно. Есть у меня мысли по этому поводу: что это не помогает, а, наоборот, разрушает самое ценное.

- А что может вас зацепить в человеке при первой встрече?

- Открытость, честность и какая-то принципиальность. Мне нравятся люди, которые идут в своих идеях до конца. Пусть даже это идеи, которые я не разделяю. Мы любим музыкантов, когда у них есть свое собственное лицо, так же и в общении с людьми. Очень важно четко понимать, кто ты такой. И не обязательно быть семи пядей во лбу, просто нужно быть самим собой.

«СТОЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МОЖЕТ СОЖРАТЬ ТЕБЯ»

- Илья, скажите, почему «Мумий Тролль» не жалует столицу концертами? Может, стоило бы давать их почаще?

- А часто — это как?

- Скажем, раз в месяц.

- Раз в месяц?! Ужас какой! У нас же огромная страна, сотни городов. И везде люди ждут концертов так же, как и москвичи. Раз в год — возможно. В прошлом году мы выступали в Коломенском парке, и все желающие могли это увидеть. С другой стороны, мне действительно не очень интересно засиживаться и быть здесь клубным артистом. Столичная клубная жизнь может сожрать тебя, как крокодил, и ты забудешь, что, оказывается, за пределами МКАД тоже живут люди, которые неплохо ориентируются в твоих собственных песнях. Общение со слушателем на местах — это то, что меня самого и группу двигает вперед. Слава богу, что в Москве раз в год встречаемся, а в Орел, например, мы первый раз приехали за десять лет. (Смеется.)

- Вы любите Москву?

- Москва очень забавный город, но я не могу похвалиться безудержной любовью к ней. Здесь есть чем заняться, здесь много людей и огромное количество информации, но не хватает какой-то человечности. То есть вести спокойную, размеренную жизнь в Москве довольно проблематично. Она стала за последнее время одним из главных мировых мегаполисов, как Нью-Йорк и Лондон.

- Но вы же живете с семьей в Москве?

- Я живу под Москвой — это немного другое. Этот город, я считаю, подходит одиноким и ищущим людям. Как только ты получаешь такую возможность, ты уезжаешь по крайней мере за МКАД.

- Вы представили часть новой пластинки, и, в общем-то, большинство людей уже имело возможность познакомиться с новым творчеством группы. Не боитесь, что интерес к релизу в августе будет меньше?

- На это, наверное, и была наша ставка. Это как single. Можно выбрать песню, которая похожа на то, что ты делаешь всегда, а можно наоборот — очень непохожую. И у кого-то это вызовет благодарность, что ты не обманул их ожидания, а другие скажут спасибо за то, что ты сделал что-то новое. Поэтому мы решили сделать несколько песен как intro — приглашение к новому альбому.

- Сейчас кто-то продюсирует «Мумий Тролль»?

- Как таковых продюсеров, наверное, никогда и не было. Если вы говорите о каком-то менеджменте. Действительно, в свое время мы сотрудничали и с Бурлаковым, и со многими другими. Я благодарен всем людям, которые исполняли свои обязанности в определенные промежутки времени. Но, к сожалению, идеальных управляющих и продюсеров не бывает. Не знаю, все говорят о Поле Макгинессе, менеджере группы U2, как о мегапродюсере. Я никогда не встречал этого человека. Что касается нашей ситуации, некоторым, может быть, и не нужны взаимоотношения артист — продюсер. Есть же различные категории артистов. Но на определенном этапе, конечно, каждому коллективу необходим человек, управляющий процессом взаимодействия с журналистами. И этот человек должен быть до конца предан артисту, а с другой стороны — учитывать интересы индустрии. Те, кто может найти самый здравый баланс между этими полюсами, наверное, и есть те самые звездные продюсеры. Продюсер — это не профессия. Это конкретные отношения между конкретными людьми. Может быть, Иосиф Пригожин — идеальный продюсер для певицы Валерии. Но он не сможет быть идеальным продюсером для группы «Ария». (Смеется.)

«Я УЖЕ ДАВНО МОЛОДЕЦ»

- Каково, по-вашему, сейчас в России состояние музыкальной индустрии?

- Пока мы пытались позаимствовать что-то из сложной западной системы, она развалилась. Сейчас на Западе происходит совсем не то же самое, что было 15–20 лет назад. Звукозаписывающие компании разваливаются, пластинки не покупаются, вложения в новых артистов себя не оправдывают. Род Стюарт, Aerosmith и U2 — те, кто известен всему миру, будут существовать и дальше. Понятия меняются, именно потому сейчас революционное время. Меняется то, как мы слушаем музыку, как выбираем, как потребляем. Некоторое время назад мы обменивались кассетами, сейчас обмен музыкой происходит через интернет. Мы слушаем музыку по рекомендации. Телевидение или радио — тоже некая форма рекомендации, но иногда испытываешь недоверие к человеку, который говорит с экрана.

- Существует ли некий потолок, допрыгнув до которого вы могли бы сказать: «Да, теперь я молодец»?

- В этом случае я уже давно молодец. Моя детская мечта трансформировалась в основное дело моей жизни — уже за это можно назвать себя молодцом. Мне не приходится идти на ежедневные компромиссы с чем-то, что происходит не так, как мне хотелось бы. Я полностью в ответе за то, что я делаю и как я делаю. Эта удивительная ситуация накладывает на меня лично определенную ответственность, и я понимаю, что халтурить мне никто права не давал.

- Можете ли вы считать себя абсолютно свободным, раз вам не приходится идти на компромиссы?

- Абсолютно свободным невозможно быть никогда. Мы все равно живем в мире людей, у которых есть определенные нормы. Но нужно иметь довольно здраво рассуждающую голову, чтобы, с одной стороны, не увлечься данной тебе властью над людьми, которые тебя любят, а с другой — быть в связке со своим реальным положением на земле.

- Есть чему учиться?

- Да! Безусловно, безусловно. (Улыбается и мурлычет.) И это, конечно, радует. Я бы очень хотел научиться играть на гитаре, как это делает наш гитарист Юрий Цалер. При этом я прекрасно понимаю, что если бы я тратил столько времени и терпения на гитару, то у меня не хватило бы времени давать вам интервью. В данном случае это моя обязанность. Потому что где-то между его гитарой и вашими читателями мы устанавливаем связь, а связь необходима.

«Я НЕ ПИШУ ДНЕВНИКОВ»

- Илья, можно ли сказать, что вы победитель? Ведь, судя по всему, «Мумий Тролль» — экспортная группа, стремящаяся к мировому господству.

- Мне, конечно, хотелось бы оперировать такими же бойкими понятиями, какими оперируете вы. (Смеется.) Но для этого нужно быть предводителем и завоевателем в душе. Я же в душе абсолютный миротворец. Я бы не хотел, чтобы в мире остался один «Мумий Тролль». Хотя я не против быть в достойном ряду тех исполнителей, которые нравятся лично мне. У каждого творческого человека существуют амбиции — создать что-то эдакое. И замахнуться на, как вы говорите, мировое господство, может быть, есть силы, но трудно быть богом, лучше быть пророком.

- Не хотели бы вы написать автобиографию?

- Нет, я не люблю писать книги. Я не пишу дневников, не веду ЖЖ (Живой Журнал, то есть интернет-дневник. — «Труд-7»). Мне неинтересно запечатлевать какие-то фактические моменты своей жизни и делиться этим со всеми. То, что я хочу сказать, я говорю в своей музыке. Такая у нас жизнь — вся жизнь в песнях.

Круглова Дарья

Прислано: Tat

Еще