«Мумий Тролль» выпустил ракетоплан — dni.ru

«Мумий Тролль» выпустил ракетоплан

Через год после альбома «Амба» группа «Мумий Тролль» выпустила новый альбом под названием «VIII» – по счету также восьмой. Музыкальный критик Артемий Троицкий назвал его «лучшей русской рок-пластинкой со времен последней записи „Кино“. Каких сюрпризов следует ждать от последнего релиза Ильи Лагутенко рассказывают Дни.Ру.

Десять лет поисков

Когда 11 лет назад „Мумий Тролль“ появились на музыкальной сцене с „Морской“ (третий по счету альбом группы), их даже не сразу поняли: кто такие эти ребята из Владивостока, почти тридцатилетние и никому еще неизвестные? Пластинка раскупалась неохотно, и только к 1998-му году слухи о ней дошли до ушей любителей рок-н-ролла. Дошли и — благополучно неверно истолкованы, потому что расслабленный британский ритм и символистская схема баховской „Чайки Джонатана Ливингстона“ были совсем непривычны слуху тогдашних рокеров. На фоне песен о суицидальной „Маленькой девочке“, киношного гитарного боя о „Звезде по имени Солнце“ и примитивных барабанных партий, по изобретательности недалеко ушедших от стука метронома, симбиоз бандитской романтики, сказочных мотивов и неагрессивной звуковой схемы казался совершенно инопланетным. Дальневосточный мяукающий вокал Лагутенко и подавно отличался от голоса депрессивных и гугнивых музыкантов, в то время считающихся квинтэссенцией русского рока.

Расслабленный британский ритм и символистская схема баховской „Чайки Джонатана Ливингстона“ были совсем непривычны слуху тогдашних рокеров»

Иными словами, в одну шеренгу с питерскими и екатеринбургскими творцами, двадцать лет гордо носящими звание андеграунда, „Мумий Тролль“ поставить было нельзя, а так как других жанров, кроме рока и попсы, в России тогда не было, тихоокеанских мальчиков сразу же подтолкнули ко второму. Но у поклонников песен про подсолнухи и простого студента было свое мнение на этот счет, и обилие инструментов в песнях „МТ“ явилось причиной мозгового коллапса радетелей фонограммы. А пока выясняли, в чем чуть да дело, „Морскую“ уже послушало все постсоветское общество потребления, а сами «Тролли» воспользовались заминкой, назвали себя отцами нового жанра «рокапопс» и выпустили клип «Дельфины», где у Лагутенко были глаза синевы настолько небесной, что группа хлебнула популярности, и все стало на свои места.

После «Морской» была «Икра», откуда «Ранетки» и уже упоминавшиеся голубоглазые «Дельфины», раскрученные музыкальными каналами, сразу же привлекли к себе внимание наконец очнувшихся от спячки меломанов. Правда, этими двумя песнями успех пластинки ограничивался, но это обстоятельство не помешало команде выпустить коллекционную «Шамору», сразу же разочаровавшую недавно завербовавшихся в ряды их фанаты. Два года «Мумий Тролль» пребывали в состоянии анабиоза, разродившись к 2000-му «Точно ртуть алоэ» – клип на песню «Карнавала.Нет», возвращающий слушателя к более ранним удачным композициям и видео группы, казался прощальным. К тому времени «МТ» уже считались мастодонтами музыки, а сам Лагутенко занялся продюсированием – в частности, первого альбома Земфиры Рамазановой и ныне канувшей в лету группы «Сегодня ночью».

Однако родоначальники рокапопса на сем не остановились и последовательно на протяжении пяти лет записывали альбомы «Меамуры», «Слияние и поглощение» и «Амбра», постепенно переходя от невнятных попсовых композиций к невнятным песням на любителя. Музыкальные аранжировки становились все менее замысловатыми, лирика походила на бессмысленный набор эротических словечек, в сочетании с мяуканьем вокалиста обнаруживающих все больше сходства с кошачьим языком – к несчастью, не имеющим адекватного перевода на человеческий. Меломаны к тому времени заслушали на репите «Морскую“ и поставили на возрождении некогда стильного коллектива жирный крест, а улыбчивое нестареющее лицо Лагутенко успело надоесть даже тем, кто никогда поклонником группы не был.

Возвращение

Лирика походила на бессмысленный набор эротических словечек, в сочетании с мяуканьем вокалиста обнаруживающих все больше сходства с кошачьим языком»

И вот, небесные хляби разверзлись: восьмой студийный альбом «Мумий Тролля» стал доказательством того, что отказ от некоей признанной концепции собственной музыки – это способ вернуться к самому себе. Многие песни двойного альбома, оформленного в соответствии со знаком бесконечности, прекрасно иллюстрированного и пахнущего хорошей типографской бумагой – кажутся немного «сырыми». Очевидно, музыканты пытались освоить современные электронные установки, позволяющие создавать странноватые «булькающие» и «пилящие звуки» – то, что составляет основу стиля idm (intelligent dance music), ambient (звуки «природы» и их имитация) и glitch (прием, вышедший из ошибки электронных приборов: когда некое дву-трех секундное действие «заедает» и повторяется).

С первой же песни на диске «Запуск ракетоплана» вступает слегка космическое «глитчевое» начало, спор с которым немедленно начинает инструментальный кавер. В некоторых композициях очень четко прослеживается влияние легенд музыкальной сцены – в частности, «Акваланги» стартуют с тягучего завывания Лагутенко, сильно напоминающего знаменитые стоны Тома Йорка, лидера «Radiohead». Пара треков содержат четко прослеживающиеся пост-роковые мотивы, что в хорошем смысле вызывает сходство с одной из лучших русских пластинок в этом жанре — «Птица» группы «АукцЫон». Прежде «Троллей» можно было обвинить в предсказуемости и некоторой однобокости бэкграунда – в «VIII» превалирует аритмия, и от обилия различных приемов своеобразный винегрет отнюдь не выглядит набором случайных звуков.

И, конечно, жемчужина «Восьмого» – песня «Поспи, рок-н-ролл», в которой забытый лондонский саунд и романтическая эстетика «Морской» выливаются в совершенно актуальную тематику. Илья Лагутенко и сам называет эту композицию своей любимой среди 21 трека. Иными словами, реинкарнация «олдскула» собственного производства без самопародии – лучшее, чего можно ждать от последнего релиза «Мумий Тролля». И слава богу – наконец-то все снова стало на свои места.

Серафима Скибюк

Прислано: Elis

Еще