Альбом «Точно Ртуть Алоэ», пресс-релиз

I. Проверка боем. Фрагменты новейшей истории.

«Мумий Тролль“ воспользовались своей легендой об отсутствии лучше,
чем в свое время Пугачева, лучше, чем кто угодно… Они не давал
о себе забыть весь год, то показывая из-за дальнего моря язык,
то периодически с видом аборигенов появлялись в районе Тверской…
Игра продолжается“.
“Музыкальный Олимп», январь 2000

В декабре 1998 года аншлаговыми концертами в ДК Горбунова «Мумий Тролль» завершил концертный тур «Так надо». Тур длился почти полтора года. За это время у группы состоялось порядка 150 выступлений в 100 городах и было выпущено пять альбомов («Морская», «Икра», «Шамора I», «Шамора II», «С Новым годом, крошка!»). Нагрузки, с которыми столкнулись музыканты за это время, возможно было сравнить лишь с нагрузкой вышедших на орбиту космонавтов. «Пора прекратить эту бешеную гонку», — обмолвился тогда Лагутенко. Он, как никто другой, остро чувствовал, что именно сейчас настала пора «остановиться на бегу», оглянуться по сторонам и осмыслить происходящее. В итоге на весь 1999 год было решено отказаться от тура, а выступление в ДК Горбунова объявить «последними концертами тысячелетия».
«Имея опыт записи предыдущей пластинки в несколько суматошных условиях, мы решили на этот раз отказаться от подобных экспериментов. Сейчас мы хотим посвятить себя полностью творческой работе над новыми песнями, — заявил лидер „Троллей“. — Мы хотим высвободить время для того, чтобы открыть для себя что-то новое. Или себя в чем-то новом попробовать».
Добровольная самоизоляция группы породила массу слухов и взаимоисключающих версий. «Мумий Тролль» — это группа вообще нелогичная, — высказался на страницах журнала Fuzz Артем Троицкий. — Вопреки всякой логике они построили схему релизов своих пластинок — выпустили за очень короткий срок много альбомов. С точки зрения грамотного рекорд-бизнеса это шаг абсурдный. Тем не менее дела у них идут совсем неплохо… Я считаю Леонида Бурлакова очень талантливым предпринимателем. Илья Лагутенко — исключительно талантливый артист. В любом случае они не пропадут, и все, что они могут потерять — это только деньги. Вообще деятельность «Утекай звукозапись“ была одной из самых симпатичных черт уходящего года».
…В новогоднюю ночь на российском MTV впервые был показан клип «Ранетка» рижского режиссера Виктора Вилкса. Спустя несколько недель «Ранетка» достигла первого места в топ-20 MTV и с эффектным годовым опозданием попала в горячую ротацию множества радиостанций. Спустя еще некоторое время рок-журнал Fuzz вручил «Мумий Троллю» премии «Лучшая рок-группа 1998 года» и «Лучший видеоклип 1998 года» («Дельфины»). Сезон был завершен на высокой ноте.
На зиму музыканты «Мумий Тролля» разбрелись по белу свету. Кто-то улетел во Владивосток, кто-то уехал на Урал, кто-то остался в Москве. Лагутенко окопался в Англии, где приводил в порядок черновики песен, написанных в самолетах, автобусах и поездах в процессе тура. Примерно в это же время, побывав на одном из пышных уличных празднеств, он написал наполненную «мнимыми венецианскими переживаниями» песню, получившую впоследствии название «Карнавала.нет».
«Жизнедеятельность, которую я сейчас выбрал, которая доставляет мне удовольствие — это, наверное, и движет мною лично, — сказал тогда Лагутенко. — Это желание не расставаться с теми радужными мечтами и понятиями о том, что могло бы быть идеальной формой существования. Форма мечты, пожалуй, единственная идеальная для меня среда обитания».
…Конец января и часть февраля 1999 года прошли в Лондоне под знаком Земфиры. Именно в это время творческий проект в составе Земфира — Лагутенко — Бурлаков и звукорежиссер Крис Бенди заканчивали микширование ее дебютного альбома. Работа кипела на Beethoven Street Studio — той самой студии, на которой записывался альбом «Икра». Для Лагутенко это был уже второй опыт продюсирования — год назад под его присмотром тут же записывались земляки из «Туманного стона». Любопытно, что отвечая на вопросы об этой стороне своей деятельности, Илья упорно не употребляет слово «продюсер». Принимая участие в работе международного музыкального форума «Forte Riga», Лагутенко впоследствии нашел спасительный и скромный термин «советчик». На том и остановились.
С наступлением весны активизировала свою деятельность «Утекай звукозапись». Были выпущены видеокассеты «На концертах Мумий Тролля» (live в ДК Горбунова) и компакт-диски «Сборник совершенно иной музыки У1», в которые, в частности, вошла неопубликованная ранее композиция «Троллей» «Шамора». В мае группа собралась в Лондоне, где сыграла успешный сольный концерт в одном из крупных клубов.
На лондонской сцене находилось четыре человека: Лагутенко — вокал и гитара, гитарист Юра Цалер и ритм-секция Сдвиг — Олег Пунгин. Новые композиции не исполнялись — решили не рисковать. Сохранилась видеозапись, подтверждающая рассказы музыкантов о том, что концерт прошел «на ура». Помимо доброй тысячи зрителей на выступлении присутствовали боссы из европейского MTV, журналисты из «Alternative Press», «Q», «New Musical Express». «Тебе в Лондоне случайно не скучно?» — интересовались у Лагутенко представители прессы. «Да мне нигде не скучно», — со свойственной ему жизнерадостностью отвечал лидер «Троллей».
Весь следующий месяц группа репетировала новые песни, одновременно готовясь как к записи, так и к выступлению в России. В июне эти концерты состоялись — в Санкт-Петербурге, Москве и Владивостоке. В столице «Мумий Тролль» играл в рамках праздника «Московского комсомольца» на т.н. открытой площадке «Мегахауса». Дело было в Лужниках — в присутствии 40 000 зрителей. Скептики прогнозировали, что перед такой огромной толпой не имевший несколько месяцев концертной практики «Мумий Тролль» «не выстрелит». Но это был не тот случай.
Выступали на закате, в роли хедлайнеров. Свет, звук — все было на высоте. Поэтому играли с настроением. Исполняли сразу пять новых песен: «Карнавала.нет», «Северный полюс», «Тише», «Жабры», «Масло». Из старых наибольшим успехом пользовались раскрученные на MTV «Ранетка» и «Дельфины», во время исполнения которых над Лужниками взметнулись пиротехнические гейзеры и встрепенулся лес человеческих рук. Ощущение единства оказалось не обманчивым — позднее именно это выступление было признано читателями «Московского комсомольца» «лучшим концертом 1999 года».
«Проверка боем имела определенный положительный результат для нас, — сказал тогда Лагутенко. — Новые песни особенно хорошо чувствуются именно в живом исполнении. Мы поняли, что двигаемся в правильном направлении. Теперь наша главная задача — перенести эту энергию и внутреннее содержание на пленку».
Конец июля и весь август на студии Питера Гэбриэла происходила запись нового альбома. «Изначально, когда мы репетировали песни, искали пути, как мы их сможем записать и что, собственно, мы хотим туда вложить, — вспоминает Илья. — Предполагалось, что мы привлечем для записи большое количество музыкантов из той же Великобритании. Но в конце концов мы поняли, что воплотить в жизнь хотя бы те идеи, которые существовали внутри группы — это уже адски трудная работа. Мы поняли, что не нуждаемся в чьих-то еще советах…»
Пока шла работа в студии, в России вышло ограниченным тиражом коллекционное издание альбома «Морская». От канонической версии 97 года его отличала не только улучшенная полиграфия и публикация текстов всех песен, но и выпуск второго «концертного» диска, состоявшего из шести композиций, записанных в ДК Горбунова. Тираж пластинки не превосходил полутора тысяч экземпляров, которые вскоре стали раритетами.
В середине сентября состоялся тур «Троллей» по городам Японии — совместно с группой Rose of Rose. Вся привезенная CD-продукция была моментально раскуплена впечатлительными японцами. Объем газетных публикаций не поддавался учету, а основной всеяпонский телеканал NHK выпустил 70-минутную программу о «Мумий Тролле» под названием «Вот пришел русский рок». Одним из центральных мест этого эпического кинополотна стал концерт в городе Хакодатэ, во время которого песня «Девочка» была исполнена на японском языке. Фрагмент этого документального фильма, повествующего о пребывании «Троллей» в стране восходящего солнца, планирует показать один из российских телеканалов.
В начале осени «Мумий Тролль» устроил настоящий праздник и для русских поклонников. В столичном клубе «16 тонн» был сыгран «секретный концерт», на котором наконец-то были исполнены большинство композиций с будущего альбома. «Новые песни „Троллей“ удивительно нежны, — отметил по горячим следам „Московский комсомолец“. — Красивых хитов на готовящейся пластинке будет ничуть не меньше, чем на триумфальной „Морской“. Играют музыканты живьем все слаженнее, драйвовее и сочнее. А Илюха просто светится изнутри каким-то небесным светом, сверкает-сияет бесконечной улыбкой, выбрасывая из себя неиссякаемые потоки загадочной светлой энергии».
«Концерт позволил после всех передряг встретиться с близкими друзьями и поклонниками в такой вот легкой обстановке, — с трудом переводя дыхание, сказал в гримерке сразу после выступления Лагутенко. — И сделать друг другу чуть приятно. Поскольку нас уже месяцев восемь одолевают расспросами — куда мы делись, чем занимаемся, что за новый альбом».
На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой, в частности, демонстрировались японские «дорожные впечатления». Примечательно, что обе акции характеризовались непривычным временем проведения. Концерт начался в два часа дня, а пресс-конференция — в одиннадцать часов утра. Как гласит древняя китайская мудрость, «кто рано встает, тому бог дает». На этой же пресс-конференции Илья впервые охарактеризовал музыку «Троллей» словом «рокапопс» и провозгласил теорию «о победе рокапопса в одной, отдельно взятой стране». Прямо на глазах музыканты становились идеологами, а журналисты эту самую идеологию ретранслировали на территорию всех одиннадцати часовых поясов…
Восьмого ноября состоялся выход первого сингла «Невеста?», а в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год — второго сингла «Карнавала.нет». Появление синглов было поддержано видеоклипами, причем клип «Невеста?», снятый Виктором Вилксом, принято считать одной из самых удачных работ группы «Мумий Тролль» в области видеоискусства. Не случайно в течение нескольких последующих недель клип возглавлял российский топ-10 на МТV.
В интервале между этими событиями был выпущен «Сборник новой музыки У2» (куда вошла композиция «Три раза», исполненная Ильей в рижскими рэпперами из группы «Факт») и закончена работа над альбомом. Примерно в середине декабря Бурлаков вернулся из Лондона с его микшированной версией, а еще через неделю в столицу с новогодней инспекцией нагрянул Лагутенко. С собой он привез не только окончательно отмастеренный вариант, но и странное, несколько шокирующее название: «Точно ртуть алоэ». «Я за альбом страшно горд, как и все участники группы, — сказал тогда Лагутенко. — Это та самая „Правда“ о нас, наших впечатлениях о жизни, на которые мы были способны».
В канун Нового года группа снялась в нескольких рождественских программах, исполнив «С Новым годом, крошка!» (в фильме Леонида Парфенова «300 лет Новому году»), новый хит «Невеста?» (ТВ-6) и эпатажную кавер-версию шлягера Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Присутствовавший во время телезаписи Леонид Парфенов клятвенно пообещал выпустить на экран этот «обтролленный» вариант лишь после часа ночи, «когда уснут гегемоны». Слово свое он сдержал.
В конце 1999 года Радио МАКСИМУМ и рубрика для модной молодежи «Мегахауз» газеты «Московский Комсомолец» подвели музыкальные итоги уходящего века.В двадцатке лучших синглов столетия оказались сразу две песни «Троллей»: «Дельфины» и «Утекай». Громким уверенным шагом начинала свое победное шествие «Невеста?», которая заняла первое место в абсолютном большинстве «текущих» хит-парадов.
Ну и что же в итоге? Всей своей деятельностью «Мумий тролль» подтвердил тезис о том, что актуальное ранее «поколение дворников и сторожей» в канун XXI века перестало быть движущей силой истории. Ему на смену пришло новое поколение — поколение победителей. В наследство от которых нам достанется праздник, достанется карнавал. Которого, как известно, нет.

II. «Точно ртуть алоэ»

Как уже упоминалось выше, альбом записывался в студии Питера Гэбриэла Real World — одной из лучших по качеству аппаратуры и совершенно уникальной по атмосфере и художественному пространству. Студия находится не в Лондоне, а посреди сельской идиллии графства Уилтшир. Здание сделано из звуконепроницаемого стекла — музыканты видят прохожих на улице, прохожие, соответственно, видят музыкантов в студии. Это не может не влиять на психологию участников записи — они как бы находятся в самой гуще повседневной жизни и одновременно отгорожены от нее. Так барабанщик Олег Пунгин периодически утыкался радостным взглядом на дефилирующую под окнами красавицу Кайли Миноуг, которая записывалась где-то рядом — по соседству с какими-то кришнаитами и «Мумий Троллем». К чести Олега, на координации его движений столь сильные «уличные впечатления» никак не отразились. А могли бы…
Возвращаясь к студийным особенностям Real World, отметим бережное отношение персонала к звуковым находкам «Троллей». Все, что делалось в стенах стеклянного дома в течение дня, фиксировалось на компьютер. В этом хаосе оператор отслеживал оригинальные находки, на которые в рабочем азарте артисты не обращали внимания. В конце смены музыкантам вручали дискету с наиболее интересными фрагментами закулисной жизни — для обстоятельного прослушивания и, возможно, дальнейшего использования. «Жаловаться в студии было не на что, — вспоминает Лагутенко. — Как мы хотели, так мы все и сделали. Это работа, доведенная до своего логического конца».
Илью можно понять — альбом записывался в самой современной и самой комфортабельной из всех студий, в которых группа работала за время своего существования. Вдобавок ко всему часть новых композиций подвергалась финальной звуковой обработке в битловской студии Abbey Road. Похоже, «Мумий Тролль» были первой российской группой, которая работала в столь легендарной студии — соответственно, звук на альбоме просто не мог не получиться. Плюс талант и неувядаемое мастерство звукорежиссера Криса Бенди, который записывал с группой все предыдущие альбомы — от «Морской» и до «Шаморы».
О песнях. В стилистическом плане они удивительно эклектичны. Множество разнообразных стилизаций в аранжировках и атмосфера глэм-рока 70-х удивительным образом переплетаются как в песнях, так и дизайне обложки — хотя при этом мы имеем абсолютно уникальную и в то же время 100%-но «Мумий Троллевскую“ работу.
»Новый альбом сильно отличается от наших предыдущих работ, — говорит Лагутенко. — Если «Морская» и «Икра“ были на 90 процентов моими личными соображениями, то новая работа — труд более коллективный… Тот мой исходный материал, с которым мы начали работать, был довольно экстремальный. В смысле того, что существовало много различных крайностей, и хотелось между всем этим найти какой-то баланс… Необходимо было и поискать те нераскрытые горизонты, которые мы вроде как чувствуем, но еще не видим».
…Летом 99 года было записано около двадцати новых песен. В альбом вошло тринадцать. Остальные композиции и, в частности, такие песни, как «Вечер», «Масло», «Девочкодруг» предназначались для синглов и всевозможных сборников.
Из «альбомных» самой первой была написана «Моя певица», которая планировалась еще для альбома «Икра». Но затем Лагутенко с Бурлаковым почему-то решили, что «эта песня из какого-то другого альбома, но точно — не из „Икры“. Возможно, они оказались правы. По крайней мере, в „Точно ртуть алоэ“ „Моя певица“ пришлась „ко двору“, войдя в альбом в доработанном и слегка измененном варианте.
Фрагменты арий классических китайских опер в хард-роковой композиции „Тише“ исполняла солистка пекинской оперы Чиу Чжен-Хуэй. „Она с удовольствием согласилась записываться с нами, хотя не совсем сначала понимала, зачем мне все это нужно, — вспоминает Илья. — Я думаю, раньше ей в голову никогда не приходила идея о рок-музыке, которую она до этого вообще не слушала. Она — классический исполнитель, эдакий профессор музыки. Мы получили большое удовольствие от совместной работы. Дело в том, что техника пения пекинской оперы совершенно уникальна. Такого не существует больше нигде в мире. Само дыхание и выход звука планируется по-другому. Там не существует нот в нашем понимании. Там абсолютно другое написание нотных знаков. Это такой музыкальный феномен, который пережил все культурные революции и остается в неприкосновенном виде еще с давних времен“.
…Последней, как ни странно, была записана „Невеста?“. „Невеста — это то, что до жены. Хмм-хм… и после сожительницы. Это та, которая на чуть-чуть до оформления отношений (будь то легальных или нет), в предвкушении исключительной сладости подобных отношений. В общем-то, довольно романтичное определение“, — из интервью Лагутенко журналу „YES“.
Первоначально эта кокетливая песенка задумывалась как утяжеленный реггей — стиль, в котором Лагутенко планировал записывать еще несколько песен на альбоме. Но пружинистый ямайский ритм долгое время оказывал упорное сопротивление морским посланцам. Ситуация была патовая — до тех пор, пока группа минувшим летом не посетила Владивосток. Там, в одном из местных Домов культуры Цалер (который сыграл в студии большинство клавишных партий), набренчал на полуразбитом пианино „Красный октябрь“ тот самый знаменитый проигрыш…
»Музыкально пластинка — скорее шаг вправо, чем вперед, — характеризует новый релиз «Троллей» журнал «Эхо планеты». — Группе не изменило чувство меры. У них прибавилось ума, но они не стали умничать. Ускользающие смыслы строк, иногда неестественная артикуляция, водопады рифм и странные ударения. «Совсем не красный снег» и «два солнца сбоку“. Достигнут баланс традиционности и актуальности. Возможно, это самая взрослая работа в отечественной поп-музыке».
В завершение — о названии. «Судя по всему, одним из грядущих популярных вопросов будет такой: „Это вы придумали название альбома?“, — смеется Лагутенко. — Ответ: „Нет, не я. Я позаимствовал это название из толстого словаря „Названия альбомов“… Если же говорить о каждом из трех слов, то… „Точно“ — это определенная завершенная работа. „Ртуть“ — музыка сродни химии, знаете ли. Есть определенные элементы, которые всем известны. Но как они между собой соприкасаются, как вступают в реакцию — остается загадкой. „Алоэ“ — древнейшее лекарственное растение. Пройдя через все, мы себя вылечили…“
В скобках заметим, что это далеко не единственная трактовка названия альбома.

III. Ртуть алоэ тур.

Весь январь 2000 года „Мумий Тролль“ провел в Таллинне, где на репетиционной точке своего звукооператора Игоря Волка репетировал в концертном варианте программу „Ртуть алоэ тура“.Каждый день проходил в многочасовых репетициях, заканчивающихся глубоко за полночь.
То свободное время, которое было у музыкантов, не пропадало зря. К примеру, Лагутенко на досуге разрабатывал теорию рокапопса, зародыши которой внимательный исследователь может обнаружить на сингле „Карнавала.нет“ в виде надписи „viva el rockapops!“. „В чем же уникальность рокапопса?! — писал Илья в своем манифесте (смотри журнал „Harpers Bazaar“ за апрель 2000 года). — Они там выражаются как хотят, говорят, что хотят (ну или по крайней мере притворяются, что делают, что хотят). Мальчики как девочки, женщины как парни. Все это называется музыкой, и еще несет целое идеологическое обоснование! Ну, иногда, точно. Плюс сотни тире тысячи тире миллионы обсуждают их проблемы и жизненное кредо“.
…Остальные музыканты „Троллей“ также времени зря не теряли. Однажды под вечер в один из таллиннских клубов зашла группа молодых людей и попросила у администрации разрешения сыграть небольшой концерт. „А вы кто?“ — поинтересовались местные. „Мы — так, просто музыканты“, — скромно потупились ребята. Администрация разрешение дала…
Первым на сцене появился гитарист и начал сверхэнергично перебирать струны. Затем на сцену ворвались ударник и басист, подхватившие мелодию. Последним появился вокалист в больших темных очках, который, подойдя к микрофону, сказал: „Мы называемся „Ртуть Алоэ Band!“. И понеслось… Публика вскоре поняла подвох, а обладатели мобильных телефонов, осознав уникальность момента, схватились за аппараты. Через 20 минут в маленьком зале не осталось свободного места — в клубе было уже более двухсот человек. Последние аккорды потонули в аплодисментах. Реакция слушателей не двузначно показала, что „Мумий Тролль“ (а это был именно он) к туру готов.
Первая часть тура открывается презентацией альбома в Москве 4 февраля, а заканчивается в июне 2000 года. За это время „Мумий Тролль“ выступит в огромном количестве городов центральной части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Украины, Белоруссии, Прибалтики.
„Тур для нас — это бесконечное путешествие, новые люди, старые друзья, города, смена белья в гостиницах, — говорит Лагутенко. — Сплошное развлечение. Иногда оно несколько трудноватое… Но совершая постоянные открытия, мы чувствуем себя исследователями и первооткрывателями. На фрегатах, самолетах, оленьих упряжках мы едем куда-то и открываем вам неизвестное“.
По ходу тура у группы выйдет еще один сингл, в который войдет композиция „Без обмана“, а также не вошедший в альбом радио-хит „Девочкодруг“.

IV. Краткая справочная информация.

История группы „Мумий Тролль“:

Ансамбль был организован во Владивостоке осенью 1983 года, а спустя год в дискографии группы уже значился первый магнитофонный альбом. Основа „Мумий Тролля“ — школьные друзья: Илья Лагутенко (автор музыки и части текстов, гитара, вокал), Алик Краснов (гитара, клваиши, аранжировки), Володя Луценко (бас), а также автор ряда текстов Леонид Бурлаков. Стиль — „новая волна“, характер текстов — романтический. Музыкальные ориентиры — Duran Duran, Depeche Mode. В период с 1985 по 1992 год группа является одной из ведущих на Дальнем Востоке — играет множество концертов, снимает видеоклипы, записывает еще один альбом. Правда, известность „Троллей“ носит исключительно региональный характер — несмотря на трансляции композиций в финском, японском эфирах и на популярных дискотеках Ленинграда. С 1992 и вплоть до 1996 года группа существует дискретно, а ее лидер Илья Лагутенко в основном путешествует по миру. После двух лет пребывания в Китае он переезжает в Лондон.
Дальнейшие события вокруг „Мумий Тролля“ напоминают можернизированный вариант сказки про Золушку. Старый друг Бурлаков находит деньги на запись в Лондоне нового альбома. Басист Луценко отказывается от этой авантюры, а Лагутенко и Краснов — нет. Приглашается несколько английских музыкантов и, в частности, гитарист Род Блейк и звукорежиссер Крис Бенди. В результате получается „Морская“, признанная впоследствии множеством изданий „лучшим альбомом 1997 года“ в России. Весной 1997 года реанимированный „Мумий Тролль“ (состав: Илья Лагутенко — Сдвиг — Юрий Цалер — Олег Пунгин — Олеся Ляшенок — Денис Транский) завоевывает Россию в лоб, с флангов и с тыла. По телевизору идут клипы „Утекай“ и „Кот Кота“, по радио звучат „Скорость“, „Забавы“, „Девочка“, а сама группа начинает с осени многомесячный тур по стране. В ноябре того же 97 года выходит альбом „Икра“, поддержанный впоследствии клипами „Дельфины“ и „Ранетка“.
Весь 1998 год группа проводит в гастрольном туре, триумфально выступив на фестивале „Максидром“ и проведя ряд успешных стадионных концертов. На весь 1999 год „Мумий Тролль“ делает паузу, целиком сконцентрировавшись на записи нового альбома „Точно ртуть алоэ“.

Состав группы „Мумий Тролль“ — модель 2000 года:

Илья Лагутенко — Вокал, гитара, клавиши, перкуссия, шумы, музыка, тексты
Юрий Цалер — гитара, клавиши
Евгений „Сдвиг“ Звиденный — бас-гитара, вокал
Олег Пунгин — ударные

Дискография:

«Новая луна апреля“ — 1985 год, магнитофонный альбом
“Делай Ю! Ю!“ — 1990 год, магнитофонный альбом
“Морская“ — 1997, запись 1996 год
“Икра“ — 1997 год
“Шамора“ — 1998 год
“С новым годом, крошка!“ — 1998 год
“Невеста?“ (сингл) — 1999 год
“Карнавала.нет“ (сингл) — 1999 год
“Точно ртуть алоэ“ — 2000 год