Клип «Без Обмана» — 1
Одной капли духов хватит на то, чтобы очаровать весь мир
Патрик Зюскинд
Это третья работа, которую студия Вилксфильма выполняет для группы Мумий
Тролль.
Съемки и монтаж видео происходили в апреле-июне 2000 г., и в то
время, пока в студии шла непрерывная кропотливая работа по монтажу, Лагутенко на
концертах Мумий Тролля заинтриговывал публику странными фразами о… «Ртуть Алоэ
Номер 10, прямых его поставках в Ваш город…» и т.д. Все становится понятным
только сейчас, с выходом видеоклипа.
Основная сюжетная линия клипа, который
впервые в истории Мумий Тролль Видео (сокращенно МТВ) необходимо рассматривать
как мини художественный фильм, безусловно связана именно с рекламой загадочного
Ртуть Алоэ Nо 10. В первую очередь это, конечно же, веселая пародия на мир
рекламного видеотворчества. Впечатляющие виды, фальшивые украшения, супермодели
— для рекламы имперских (а то, что в данном контексте Ртуть Алоэ — это
промышленная империя, и, к тому же, Империя Запаха, очевидно) продуктов, для
внедрения их в массы, в сердце подсознания — Все средства хороши.
Но у
работы, безусловно, есть и другая сторона — это тот мир таинственных запахов, в
котором живут герои. Участники группы Мумий Тролль и великолепные девушки-модели
здесь уже больше чем группа и массовка, они актеры на первый взгляд
бессмысленного, но на деле воистину уникального представления. Трансформации
человека наоборот в мире стереотипов, но остающегося при этом неповторимым
феноменом самого себя, своего внутреннего я. Которое может являться чем угодно,
хотя бы неосязаемым на экране 10-м номером, видом запаха. Запаха, который сводит
с ума, заставляет оцепенеть или забыться, поднимает в воздух или позволяет
обратить на себя внимание в толпе.
Ход событий на первый взгляд
непоследователен, но это и ни в коем случае не является популярным сейчас в
кинематографе ходом событий «как-бы с конца». Это — эксклюзивный режиссерский
метод отрезания кусочков спирали (а ведь все движется именно по ней..) и
выкладывания их затем в одну полоску.
В начале Главный герой уже чувствует
запах, который его интересует, хотя он сам же его нашел (в куче моделей —
которые, видимо, и не являются физическими объектами, это просто ассоциация) или
определил по образцам вместе с партнерами по корпорации, но уже в заключительных
сценах видео. В то же самое время весь ход событий фатален — потому что простая
считалочка привела все равно к номеру 10, который оказывается у героя в белом
(Цалер, он единственный в светлом одеянии, что и отличает его от других, он —
посвященный, но в то же время он заговорщик и манипулятор, судя по его эмоциям —
он уже знал о результате, что счет выпадет на него. За этим словно стоит целый
хитрый и бесцеремонный корпоративный мир, где с виду любая незначительная вещь
была заранее продумана и запущена «под кожу»).
Все события происходят в
мегаполисе, в городе, объединившем море различных культур и являющимся местом
«бесконечных возможностей». Где же могли снимать натуру, как ни в Нью-Йорке —
этом символе смешения универсальности культур и трансконтинентальной коммерции?
Та же дорожная разметка, которая указывает направление на дороге — для
аборигенов и гостей города это — мечта, это их светлый DAY (день), но стоит
цинично пролететь над всем этим великолепием, поплевывая вниз, и Вы понимаете,
что живете лишь в мире дешевых соблазнов и стереотипов — ЯДА! YAD, который
разламывает, расщепляет Вас на кусочки… не оставляя ничего живого,
духовного.
И если за Всеми этими рассуждениями Вы забыли о самой песне, то просто постарайтесь включить больше органов чувств, не только зрение, но и слух, осязание и обоняние.. Сочное хеви-диско-фанк сочинение «Без Обмана», не совсем свойственное МТ (хотя есть ли какие границы для них?:), пожалуй, и составляет устойчивый фундамент сего видеообмана. Кстати, «10» — это порядковый номер песни на альбоме «Точно Ртуть Алоэ». Группа в этот раз не играла в прятки с покупателями пластинок. Все тексты были подробным образом расположены на отдельных страницах буклета с указанием всех знаков препинания и букв. В общем списке все песни были пронумерованы. Меньше загадок внешних — стало быть, больше внутренних. Больше загадок, но и больше откровений.
«Между нами, между нами, между нами
Раскопали секреты
своими руками
Между нами, между нами, между нами
Все будет
Без
Обмана!»
Все, — и видео-, и аудиоряд, — работают на одну цель — ответить на вопросы,
разгрести обманы, разобраться в отношениях между самими собою, будь то
любовники, коллеги по работе или социум и корпорация, нагло предлагающая свой
товар.
Оказываясь в единой цепи событий (Катастрофически западает солнце — несомненно имеется
в виду солнечное затмение, изображение которого можно видеть на экране. Кстати,
это натуральная съемка затмения 11 августа 1999, фрагмент которой был
использован и в оформлении обложки «Точно Ртуть Алоэ», Непристойно хрустит воздух — может быть, смердит
войной с ее разлагающимися трупами, дымом, порохом и перегаром, или опять же
индустриальные мегаполисы с набившей оскоминой проблемой загрязнения воздуха и
переработкой различных отходов..), мы стараемся разомкнуть эти путы, подчас
пугаясь и уступая высшим иерархическим силам в борьбе (Выпил все все слова со страха), а подчас и уплачивая
слишком дорогую цену за проигрыш (Головокружение
вставит..) и оставаясь в неведении — а возможен ли действительно другой
исход? (Знаки вопросов и точки между нами..)
Режиссер идет к развитию этой темы. Он оставляет нам столько знаков вопросов в
видеоряде — порядок течения событий, меняющиеся образы, метаморфозы главной
героини, загадочные символы (некоторые из них, несомненно, пародия: Pravda —
Prada, тракторы на небе — вместо лимузинов на земле; лицо героини в каждой из
точек обволакивающего ее волшебного цепенения — уже знак ответственности за
собственные решения; а такие вещи как 35 на багажнике — всего лишь номер
предвыборного округа, по которому проходит Хилари Клинтон, которая приложила
немало сил, чтобы состоялись воздушные съемки над городом, да еще и с
присутствием зарубежной техники).
Кстати, трактора являются экспериментальной
моделью известного тракторопроизводителя Беларусь, каждый стоит не меньше, чем
бронированный Lexus, и содержит внутри стереосистемы и совершенно уникальную
систему управления типа Джойстик. Думается, что современное поколение будущих
трактористов, выросшее на Nintendo и Playstation, найдет такую систему удобной в
работе. Трактора являются собственностью белорусского государства, и, видимо,
пришлось провести не одни переговоры на государственном и дипломатических
уровнях, чтобы разрешить подобные съемки за границей.
Павильонные съемки с
участием моделей и группы Мумий Тролль были проведены в павильоне Cinevilla в
Юрмале во время короткого перерыва в гастролях группы по пути с Украины в
Сибирь. На протяжении нескольких дней и ночей вся съемочная группа вела работу
все 24 часа в сутки, отсняв километры пленки. Многие сюжеты не вошли в клип, но
делались с расчетом, что группу больше уже не удастся затянуть на съемочную
площадку. Команда костюмеров была ангажирована в том же составе, что и для
«Ранетки». Прическами всех персонажей занимались мастера рижского салона
«Maija», того самого, и единственного, которому Лагутенко доверяет свою голову.
Группа Мумий Тролль рассыпается благодарностями всем всем тем, кто отнесся с
долей самоиронии, но большой рабочей ответственностью к процессу съемок, а также
всем тем, без чьей финансовой помощи эта высокобюджетная работа не смогла бы
случиться. Спонсоры в России, Прибалтике и США посчитали достойным воздержаться
от рекламы своих имен. И в этой по сути дела бескорыстной помощи искусству — еще
одна заслуга видеоработы. Все, кто придерживаются такого же мнения, приглашаются
к дальнейшему сотрудничеству.
Думается, что это не единственные и не
последние заметки о видеоработе Мумий Тролля «Без Обмана». А мы отправляемся к
ТВ для дальнейшего просмотра, и еще раз.. что же именно таится здесь, неужели
Большой Мумийтролльско-Вилксовский Обман? Да нет же, между Нами такого быть не
может!!!
Источник: Виртуальный Видеонаблюдатель. Пресс-центр Объединеия независимых видеообозревателей