Клип «Моя Певица», пресс-релиз
О клипе Моя Певица рассказывает режиссер Павел Руминов.
Что бы Вы могли рассказать о клипе, как возникла идея снять такое видео?
Меня с детства привлекал образ гильотины, как очень романтический и выразительный. Я думаю, что истоки этого клипа лежат в четырех серийном телевизионном фильме «Сен Жуст». Мне кажется, образ Ильи пришел именно оттуда, из этого фильма. Это было лет 17 назад. Так что это вполне зрелый проект, и это видно на экране в определенные моменты.
Говорят, перед тем, как написать сценарий, Вы просмотрели 17 фильмов по французской революции. Это правда?
Уже 25. Я продолжаю их смотреть после съемок клипа, входя в монтажную стадию. Меня интересует система монтажных решений кадров «массовки» и «групповки» в фильмах про это время.
Вы говорили, что в фильме «хичкоковская развязка».
Мне кажется, в каждом моем клипе, который является моим фирменным клипом, всегда подразумевается неожиданная развязка, а каждую неожиданную развязку можно назвать хичкоковской. Я бы сравнил этот клип с фильмом «Психо».
Хичкок появлялся хотя бы на одно мгновение в каждом своем фильме. А вы появитесь в своем клипе?
В каждом моем клипе появляется кадр из Хичкока.
А Вы не появляетесь?
Нет. Я очень люблю Хичкока, но это вдохновение неосязаемое, которое присутствует в моих фильмах, в моих клипах, хотя довольно много приемов я использую. Просто клипы нельзя рассматривать как некое подобие фильмов. Когда говорят, что клип, это маленький фильм — это полная ерунда, т.е. абсолютно не так. Поэтому клипы трудно рассматривать в привязке с кино пристрастием. Клип — это достаточно «гамбургерная» культура, довольно поверхностная, но при этом не лишенная интересных моментов, как любые поп явления. Также как поп песня относится к классическим произведениям, также и клип относится к кино. Но при этом это довольно интересная и очень культурная профессия.
Что Вас вдохновило в песне?
Эта песня мне больше всего понравилась на альбоме. Я являюсь очень большим поклонником таких сентиментальных баллад со смутным содержанием. Поэтому я бесконечно записываю себе сборники таких песен. Очень много. Я специалист по таким балладам сентиментальным 50-х — 70-х годов, поэтому эта песня была для меня самой интригующей на всей пластинке. Поэтому, если пытаться жить честно и с добрым взглядом на мир и на людей, то некоторые события, которые формируются в нашем сознании, воплощаются в виде определенного дара за вот это правильное поведение на Земле, поэтому все определяет доброта.
Значит, в клипе тоже есть доброта?
Принято считать той горсткой людей, которые могут анализировать мое творчество, что очень много брутальных и каких-то жестких моментов всегда в моих сюжетах. Но на самом деле меня просто интересуют крайне выразительные формы. И рамки клипа достаточно несовершенны для выражения моих идей в идеале. Но любую возможность нужно заслужить и простым трудом, что я и пытаюсь делать. Этот клип — для меня определенный этап, где у меня, как у Лагутенко в финале, были развязаны руки. А насчет доброты — да, там есть доброта. Доброта в том, что я всегда пытаюсь сказать, что искусство важнее жизни. И некая сентиментальность присутствует. При всей экстримальности сюжета, роли там достаточно добрые. Хотя я его еще не смонтировал, это интервью происходит посередине творческого создания этого ролика (начало ноября 2000).
Как Вы могли бы определить идею клипа?
Идею клипа я могу Вам очень точно определить. Так как, наверное, определенной части аудитории известно, что история там крутится вокруг гильотины. И мне интересно было в очередной раз узнать, насколько люди согласны со стереотипом представления о том или ином историческом явлении или культурном срезе определенных цивилизаций. В данном случае гильотина Гильотэна, который не изобрел, а лишь попробовал применить старое изобретение к нуждам Франции конца 18-го века, ведь первая гильотина использовалась еще в Англии в конце 12-го века. Также как и Нирвана была, наверное, не первой гранжевой группой. Всегда можно найти продолжение корня, если иметь желание. Гильотэн сделал это исключительно из гуманистических соображений, когда показывал Королю свое изобретение. Ведь до этого момента Франция была буквально поражена вакханалией бесчинств и насилия. Казни совершались всеми возможными способами: четвертование, публичное сожжение, людей топили — и так далее, даже страшно говорить о том, что с людьми делали. Нужно понять нравы того времени, когда цивилизация еще не стояла на таких прочных «НАТОвских подпорках». Поэтому тогда гильотина была инструментом для безболезненного и единого для всей французской юридической системы вида наказания криминальных преступников. Король достаточно холодно отнесся к этому изобретению. Единственное — это как бы известный исторический анекдот, который соответствует действительности — о том, что он подправил нож, который находился под прямым углом, а для большей эффективности работы ножа король срезал угол, и нож получил легендарное и известное всем очертание. В последствии этим же ножом голову королю и отрубили. Вот в этом то и проявляется черный юмор истории. И если подходить к идее ролика, то до конца жизни Гильотэн боролся за свое чистое имя. Ведь, как известно, гильотина стала не только орудием справедливого наказания, но и орудием революционного террора, срубая голову и жертвам, и палачам, и тем, кто посылал на смерть. Те, кто посылали на смерть, сами потом шли на смерть, и так до бесконечности. Это все нам знакомо по нашему аналогу. Поэтому до конца жизни он пытался это сделать, но так его имя и осталось связанным с этой адской машиной, хотя на самом деле человеком он был вполне безобидным и гуманистически настроенным. Поэтому, мне кажется, что этот ролик о том, как оскорбленный дух Гильотэна возвращается вновь, чтобы отвести угрозу от невинно осужденного поэта. Действие происходит после его смерти, где-то на задворках Франции, в провинциальном городке.
Так он все-таки поэт?
Поэтом можно назвать любого человека, который видит вещи немного тоньше, чем люди из толпы. Он мог бы быть поэтом. Никакой исторической правды Вы там не найдете, потому что, как я уже говорил — клип, таковы законы жанра, подает историческую ситуацию в несколько поп-артовском, приближенном виде. Поэтому по антуражу, по атмосфере — это не год Французской революции, это гораздо позже, уже после смерти Гильотэна, когда уже входили в моду костюмы, напоминающие стиль 20-го века, и когда было уже достаточно много цилиндров, но не так много париков. А Илья — революционер. Для демократического русского духа слово революционер звучит не очень хорошо, хотя когда я был маленьким, образ французской революции был для меня романтическим. Более чем образ нашей революции. Видимо, дело все в костюмах, в дизайне того времени.
Кто был ответственным за костюмы?
Мы делали это в соавторстве со студией «Барандов». Там работают люди, набившие руку не на одном голливудском проекте, ведь «Барандов» функционирует очень активно, эта студия на хорошем счету, поэтому наше общение ведется как общение на любом кино или видео проекте, определяя общий стиль всех костюмов. На самом деле, у режиссера, помимо приятных каких-то заданий, таких как кричать на людей и сидеть перед монитором в высокотехнологичной студии монтажа, есть много мелких вещей, которые мы не имеем в виду, смотря тот или иной фильм. Есть, действительно, и кастинги, нужно отбирать какие-то натуры, решать — этот костюм, или нет. Это очень интересный был опыт. Я много прочитал, чего-то даже не пригодившегося мне, но как-то погрузившего меня в ощущение времени или моего представления об этом времени. Поэтому мне и хотелось, чтобы моя вот эта осведомленность, погруженность, она потом передалась неким мифическим способом в материал, хотя, с другой стороны, мы не пытались представить Францию такой, какой она была тогда. Когда делаешь что-то, не нужно ставить наивных задач. У нас были задачи другие, не менее интересные. Эта Франция выдуманная, просто нужно понимать, что с экрана она абсолютно абстрагирована от реальности истории. Вряд ли у людей были такие же чистые и спокойные лица тогда, но мне они были нужны именно такими.
Вы говорили, что жанр клипа — сказка.
Мне кажется, что это сказка в том смысле, в котором у Гофмана сказки — со взрослым каким-то подтекстом. Ну, конечно. сказка, ведь я до сих пор не могу заметить разницу между собой сейчас и собой 17 лет назад, поэтому для меня все сказка. Все, что там происходило. Сказка со счастливым концом. Сказка в стиле саспенс с элементами исторической мелодрамы. Мелодрама там тоже присутствует. Наверное, этот клип для меня переход к более близкому мне жанру -постановочным клипам. Может быть это будет символ перехода из арт-хаусного какого-то ощущения, к более жанрово оформленным работам. Если получится.
Значит, клип ассоциируется у Вас именно с «Психо»?
Этот клип пока не ассоциируется у меня ни с чем, я не начал его еще собирать. Я уже говорил, что трудно относить клип к каким-то фильмам, сравнивать с фильмами. Но если уж так говорить, то ассоциируется он у меня с творчеством Уорсена Уэлса, одного их моих любимых режиссеров, того, что снял «Гражданина Кейна». И в неком кадрировании ролика, в ракурсах, ну, насколько это было возможно в данных временных рамках, я попытался передать этот стиль Уорсена Уэлса — острый и стремящийся к максимальной выразительности. Кое-где, возможно, будет столкновение полу документальной камеры и кино камеры. Все это тоже для большей выразительности и драматизма происходящего.
Расскажите, как была соблюдена техника безопасности? Гильотина — все-таки достаточно опасное устройство.
Я не буду Вам все секреты рассказывать. Но техника безопасности дала сбой — голова слетела одна. Ну, этот человек остался доволен. Если его можно назвать человеком, того, кто исполнял этот трюк.
Каждому музыканту был дан свой образ, расскажите, пожалуйста, об образах поподробнее?
Илья — это старинный рок-музыкант. Он хотел отправиться в путешествие в Южную Америку, но, видимо, испытывал какие-то финансовые проблемы. Он был похож на известного музыканта, которому за концерт в Версале был обещан серьезный гонорар. Он не умел играть на пианино, но все равно отправился в это авантюрное путешествие. Но он слишком авангардно играл, нарушил слух каких-то царских вельмож своей игрой, и разгневанные ценители искусства, приближенный к королю, расценили это как определенный революционный дух. Вот за это он и пострадал. Но человек, который страдает за свою мечту, все равно остается победителем. И об этом этот ролик. И, опять же, Гильотэн возвращается, чтобы отвести угрозу от невинного художника.
А остальные музыканты — расскажите об их ролях?
Я думаю, что все они — участники группы, которые пришли, чтобы посмотреть на казнь. Пунгин даже в образе солдата, чтобы попытаться предотвратить убийство, но его помощь не понадобилась, Гильотэн за него все сделал. Ну а Сдвиг — гипнотизер, он пытается преложить как-то свои усилия к этой ситуации, и, мне кажется, что ему кажется, что это он спас Илью. Вот в этом то и двусмысленность хичкоковской ситуации.
А Цалер?
А Цалер — он дрогнувший человек. Он тоже очень добрый и мягкий человек. В нем победит свет. Ему кажется, что он виноват в том, что случилось, что не предотвратил поход Ильи к деспотичному королю, охваченному пост революционной паранойей.
Цалер — друг Ильи?
Да, они все из группы. Из группы Мумий Тролль. Играют на электрических лютнях. Пунгин похож на Наполеона. Сдвиг похож на французского поэта с некоторыми мистическими способностями. Цалер похож на представителя городского класса, которому нужно кормить семью, но у него еще остались идеалы, хотя ему предлагают стать шпионом, т.к. он вхож в артистическую среду, которая, как известно, является рассадником свободолюбия.
А Илья — он тоже мистик? Гипнотизер?
Илья — он гипнотизер, это всем видно. Я к образу Ильи ничего своего добавлять не хотел, потому что я никогда этого не делаю. Я создаю некую реальность вокруг. Не странную реальность, а индивидуальную, не пытаясь изменить того, кто внутри этой реальности, Илью в данном случае. Так что с точки зрения, каких-то там мэйк-апа и грима не будет какого-то решения, сама среда создает решения Ильи в этом клипе.
А палач?
Палач — герой важный. Это не злодей, это усталый человек, делающий свою работу. Профессионал. Я в этом клипе не стремился создать очевидные реакции, очевидные эмоции. Когда люди видят что-нибудь необычайное, они не рвут на себе волосы, поэтому атмосфера достаточно гипнотическая, похожа на фильм «Головокружение» Хичкока, где невозможно понять, что же ты видишь на экране — реальность или сон. Также и палач — он самый реальный человек в этой среде, самый осязаемый. Но он тоже проникается неким мистическим духом, и в конце концов как бы свое благородство показывает в полной мере. Это интересный чешский актер. У нас вообще был серьезный кастинг на этот фильм.
Расскажите, с какими группами Вы еще сотрудничали, какие клипы снимали?
Я во Владивостоке для группы «Тандем» делал много клипов, в виде частной практики. В Москве я делал три клипа Дельфина. Делал один клип Земфиры — Ромашки, но вышел он не в моей авторской версии, и еще в одном клипе я был сорежиссером. Мы делали мультипликационный клип на песню Утекай Мумий Тролля во Владивостоке. Там была интересная история как раз, тоже отражающая мои пристрастия. В каждом клипе я пытаюсь рассказать историю так, как мне это ближе.
Получается, что Мумий Тролль помог Вам воплотить мечту снять ролик о французской революции?
Да, я видел это именно для Мумий Тролля. Потому что, мне кажется, что стиль моего кинематографического мышления близок к стилю Мумий Тролля. Я не сторонник незатейливости, неприметности. Мне хочется говорить очень необычными и выразительными образами. Мне хочется, чтобы клипы оставались в памяти. Я очень серьезно отношусь к изображениям на экране, поэтому мне довольно сложно иногда видеть то, что я вижу на экране, хотя я понимаю, что все закономерно. Я просто создаю некий свой стиль, визуально он как бы является воплощением некого стиля Мумий Тролля, Владивостокского стиля, не опирающегося на советскую мифологию. Владивосток всегда был несколько очищенным в этом смысле городом, в котором люди воспринимали мировую культуру, как источник собственного роста. Я в этом смысле западник убежденный, и стилистически Франция — одна из самых увлекательных для меня ситуаций.