Программа «Какого черта» — Эхо Москвы

Программа «Какого черта»

Э.НИКОЛАЕВА: В общем-то, влюбляться куда интереснее, чем заниматься предпринимательством. Это сказал человек. который полжизни провел в шоу-бизнесе, и которого вы все хорошо знаете – Илья Лагутенко. Здравствуйте, дорогой, практически инопланетный гость.

И.ЛАГУТЕНКО: Здравствуйте. Ну вы конечно загнули, там полжизни в шоу-бизнесе. Как бы даже самому себя жалко стало. (смеется)

Э.НИКОЛАЕВА: Давно начал.

И.ЛАГУТЕНКО: На самом деле, да. Хотел бы всю жизнь провести так, как я провожу, наверное, последние 10 лет, в своем любимом занятии…

Э.НИКОЛАЕВА: ..вдалеке от шоу-бизнеса…

И.ЛАГУТЕНКО: …которое, да. Позволяет, и двигаться дальше, и создавать вокруг себя вот такую жизнь, о которой, честно говоря, даже и не мечтал, когда когда-то начинал свои игры в рок-группах.

Э.НИКОЛАЕВА: И что же это, если не секрет, Илюш, что за жизнь такая, которая позволяет вам?…

И.ЛАГУТЕНКО: Вы знаете, как я всегда говорю, что мой путь в рок-н-ролл был совсем недалек. Вот, однажды, когда мне почему-то надоело играть в пластмассовых солдатиков-буденовцев и в гдровскую железную дорогу, то есть я подумал, надо двигаться, надо двигаться куда-то дальше. И следующую игру вместе с соседом по лестничной площадке, Пашкой. Я сказал: «С сегодняшнего дня, Пашка, будем играть в рок-менов. Будем играть в рок-группу».

Э.НИКОЛАЕВА: …и было это?

И.ЛАГУТЕНКО: … которых, мы просто, конечно, представляли, но я знал, что у родителей были и кассеты с музыкой, которую они слушали.

Э.НИКОЛАЕВА: А что слушали ваши родители, кстати?

И.ЛАГУТЕНКО: У них, такая была, довольно интересная подборка – Элвис Пресли, Пол Маккартни. Почему-то не Джон Леннон и не альбомы Битлз, а именно вот сольные альбомы…

Э.НИКОЛАЕВА: …сладкий Маккартни.

И.ЛАГУТЕНКО: …да. Дип Пёрпл.

Э.НИКОЛАЕВА: Хороший контраст.

И.ЛАГУТЕНКО: Высоцкий, и Фаусто Папетти. Вот… Такой неожиданный набор. И «Иисус Христос – Суперзвезда», первая часть. Потом что вторую, многие года позже. Вот одна кассета почему-то была. Но во Владивостоке, знаете, там вообще, я так понимаю, музыка очень странный, вкус мареманов, как говорится, был. Они же, вот такие лихие, да? И вероятно всю эту музыку покупали именно, или по обложкам пластинок или кассет, которые им нравились – Kiss, ACDC, того, что с молниями. Или когда обнаженные женщины были, как Фаусто Папетти. По-моему, самая замечательная сторона всей этой музыки была обложка – такая полуобнаженная загорающая девушка. То есть не руководствовались никакими хит-парадами. Или еще в магазинах, где все за одну йену (смеется).

Э.НИКОЛАЕВА: А, да-да-да, и все просто.

И.ЛАГУТЕНКО: Япония. И таким образом, какие-то пластинки, вышедшие, может, из моды на тот момент, попадали. Поэтому вот так все…

Э.НИКОЛАЕВА: …наложилось, перемешалось.

И.ЛАГУТЕНКО: …да, да-да, Странноватый вкус владивостокских людей. С одной стороны, город-порт, понятно, и что в него вместе с музыкой еще привозились какие-то журналы, тогда контрабандировались: японский Music Life, я вот рассматривал зачарованно все эти гитары, волосатых мужчин в трико, с гитарами наперевес. И где-то я думал, что вот в такую бы игру, в такую бы рок-группу. Как все это, рок-группы обстоят, что они должны делать, какую музыку играть – наверное, плохо представлял.

Э.НИКОЛАЕВА: Главное, выглядеть.

И.ЛАГУТЕНКО: Да. Мы назвали нашу первую группу «Бонни ПИ». Соответственно, Паша и Илья. Изначально такая была идея. И сразу начали с записи рок-оперы. Ну, потому что, «Иисус Христос» и мы решили, что наш вклад…

Э.НИКОЛАЕВА: А женщина, которая с обложки?

И.ЛАГУТЕНКО: (смеется). Многими годами позже мы задумались об этой стороне.

Э.НИКОЛАЕВА: (смеется)

И.ЛАГУТЕНКО: Так что вот… Но, все это существовало на уровне каких-то детских игр, когда я сам рисовал обложки альбомов. Потому что понятно, что одной рок-группе существовать было неинтересно, и пришлось придумать еще где-то там 40–50 других коллективов, выпускать им альбомы, рисовать эти обложки, чтобы наша группа могла как-то с другими существовать. За них придумывать песни, и все это как-то существовало в моей голове, и я думал, что конечно же все это в моей голове, музыкальный мир и останется, и с жизнью, где нужно, там… закончишь школу, университет, пройти армию, и потом, не знаю, жениться, родить детей и уверенно смотреть в такое светлое будущее – там этого рока не присутствовало. Принципиально. Его просто непринципиально не было. И я не могу сказать, что первое прослушивание Аквариума и Кино вдруг меня очень сильно взбудоражило, нет, но для меня это был некий знак: «Ага, есть, значит, другие люди, они тоже, видимо, играют в эти игрушечки». И я помню, что даже создание владивостокского рок-клуба – это было все похоже на такие детские игры в песочнице. И просто людям хотелось больше поговорить о роке, о том, о сем, нежели…

Э.НИКОЛАЕВА: Обменяться мнениями.

И.ЛАГУТЕНКО: Чем, да… И все концерты существовали исключительно для музыкантов и членов их семей, как говорится. Да, позже, в свое время, моя гастрольная деятельность началась в хоре мальчиков дворца культуры имени Ленина. Хор состоял из 60 или 70, нас было человек, плюс еще оркестр народных инструментов. То есть 100–150 мальчишек и девчонок на сцене, соответственно у каждого там как минимум 2–3 родственника в зале. Вот множьте. В принципе, мы собирали залы всегда (смеется).

Э.НИКОЛАЕВА: Залы! Потому что там были папа, мама, бабушка.

И.ЛАГУТЕНКО: Сестры. И примерно по этому же принципу и владивостокский рок-клуб существовал, ну и вообще, наверное, рок тогда. И я никогда не думал, что как-то все это переменится буквально через 10 лет. И никогда не думал о том, что нужно… Пусть это останется вот таким веселым хобби среди друзей.. Это я все так долго говорю о моем… (смеется) полжизни в шоу-бизнесе, что в принципе… с одной стороны, вся жизнь в этом придуманном самому себе рок-н-ролле. Вот он в какой-то мере материализовался.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что же. Я так понимаю, вы только из Вашингтона, США, где вместе со Всемирным банком объявляли о создании Международной коалиции по защите тигров.

И.ЛАГУТЕНКО: О-па. Да, вот помимо рок-н-ролла, еще пробудилась во мне любовь к природе. Все это. Я уже действительно несколько лет являюсь попечителем фонда «Амур», это организация, которая занимается сохранением популяции уссурийского тигра. Не могу сказать, что попал туда случайно. Наверное, больше не случайно. Вроде, и тигр на гербе Владивостока, с которым я себя неразрывно связываю, и как-то вот эта вся магия Амбы, Тигра, Дерсу Узала с детства меня преследовало…

Э.НИКОЛАЕВА: Читали?

И.ЛАГУТЕНКО: Да, и кино, помню, произвело большое впечатление в детстве. И недавно пересматривал – уснул, честно говоря. Потому что Акиро Куросава в этом фильме очень, такой, созерцательный японский режиссер. Я понимаю, что это чудо кинематографа. Но в детстве я помню, что ходил в кинотеатр несколько раз и с возбужденными глазами следил за приключениями Арсеньевой, Дерсу Узала и Амбы, которая мимо них пробегала. И однажды встретив, в общем-то, организатора этого фонда, английскую леди Шерон Миллер, которая вместе с предыдущим нашим послом в Великобритании сэром Родериком Лайном этот фонд и создали. Я думал, почему люди вот так издалека? Их беспокоят вопросы, которые абсолютно не беспокоят ни нашу мэрию, ни губернию приморскую, которая последние 20 лет сводит счеты друг с другом.

Э.НИКОЛАЕВА: Да. Не до тигров им, Илья.

И.ЛАГУТЕНКО: Не они же их? А кто тогда кроме меня? Вот, коли спел Владивосток-2000, значит, теперь уже, неразрывно как-то с этим связан. И все так началось… На самом деле, не одна организация «Амур», и фонд «Феникс» существует. Это, в принципе, серьезная силовая структура по борьбе с браконьерством. Там много людей. Фонд Дикой Природы зовет. Одной целью объединены, и в этом году Всемирный банк, который с одной стороны, неоднозначен, скажем так, в своих действиях, выступил с инициативой создать международную коалицию всех организаций по защите тигра. Потому что таких вот регионов… ореолов проживания тигров в мире около 13-ти существует… кроме российского Дальнего Востока, это Индия, Китай, Индонезия…

Э.НИКОЛАЕВА: И вам нужно в каждой стране быть?

И.ЛАГУТЕНКО: Везде существует, знаете, определенный опыт. Опыт, где-то есть ресурсы, нет опыта, где-то разные природные условия, разные проблемы. Если на Дальнем Востоке – это, в принципе, браконьерство и продажа тигров в Китай, то в той же Индии, Бангладеше конфликт человека и тигра больше значения имеет, из-за того что здесь земли… Если на Дальнем Востоке, может быть, у нас и вполне существуют успехи за последние 80 лет: от 30-ти особей до 450 поднялась.

Э.НИКОЛАЕВА: Сейчас лекция большая будет по поводу тигров.

И.ЛАГУТЕНКО: Да-да-да (смеется). Так что вы зря…

Э.НИКОЛАЕВА: …затронули эту тему в самом начале программы (смеется).

И.ЛАГУТЕНКО: Я вам расскажу все…

Э.НИКОЛАЕВА: Все что знаю о тиграх всего мира.

И.ЛАГУТЕНКО: …от начала до конца. И я просто к тому говорю, что проблема существует: определенные научные изыскания, существует общая уверенность в том, как сохранить нашу планету…

Э.НИКОЛАЕВА: Вы были сами-то в Тайге?

И.ЛАГУТЕНКО: Да, был. Я слышал тигра, я не видел тигра кроме как в зоопарке. Но я слышал тигра в живой природе. Действительно, будучи студентом в археологической экспедиции на раскопках Джержинских древних поселений. Однажды ночью мы услышали, услышали этот…

Э.НИКОЛАЕВА: Рев.

И.ЛАГУТЕНКО: Это, знаете, даже не рев, какой-то некий рык. То есть.. На самом деле, это такой стереотип, что тигры рычат. Но они… Это очень странный своеобразный звук…

Э.НИКОЛАЕВА: Мурлыканье большой кошки.

И.ЛАГУТЕНКО: Да какой-то между кошкой… Необычный, необычный… На следующее утро местные егеря сказали, что это был тигр. Они нашли не так далеко побоище, они скушали кабанчика. И вот этот звук мне запомнился, честно говоря, на всю жизнь, и может быть в какой-то момент побудил меня на создание собственных каких-то звуков. Так что, спасибо тигру, и мне теперь ему нужно отплатить.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну вот вы и отплачиваете, да? Судя по всему?

И.ЛАГУТЕНКО: Ну, видимо да.

Э.НИКОЛАЕВА: Какое удовольствие вы испытываете от столь шебутной жизни, Илюш? Гастроли, фестивали, записи, клубы, клипы, корпоративы!

И.ЛАГУТЕНКО: Действительно. Жизнь очень шебутная, как вы выразились. Но от нее получаешь определенное удовольствие. И я говорю, что вот эти эмоции, скажем так, от общения с собственными слушателями… А их, как оказалось, за тот год нашей игры в этот рок-н-ролл, моего друга Пашки, оказалось, что таких людей уже миллионы, которые так или иначе с песнями Мумий Тролля, есть у них определенные свои жизненные пристрастия, воспоминания, для кого-то это, там, саундтрек их жизни, для кого-то, может быть, фон, кто-то очень любит, кто-то огрызается и, может, даже ненавидит. Вы совершенно правильно подметили, что встречи со слушателями происходят в совершенно разных условиях: это и так называемые корпоративки, где, собственно говоря, наши поклонники покупают вот этот билет по цене, не знаю, ста тысяч билетов. Это встреча происходит в разрушенных дворцах культуры, в Брянске или Орле, куда люди, опять же, приходят слушать. Мы играли в Гренландии для местных иннуитов, которые не то что о существовании песен Мумий Тролля, о существовании России, в принципе, не догадываются.

Э.НИКОЛАЕВА: А как в Гренландии, Илюш, расскажите, как они вас слушали?

И.ЛАГУТЕНКО: Стоя. Стоя, и знаете, очень интересно, что с каждой песней они делали шаг вперед. Потому что, на самом деле, у них замечательные киноконцертные залы в столице Гренландии существуют, людей там живет абсолютно немного, по-моему несколько тысяч человек всего лишь. Из них, наверное, несколько сотен дошли до этого концерта. Говорят, что мы были второй рок-группой за всю историю Гренландии, приехавшей на этот кусок льда, после группы Slade. (смеется)

Э.НИКОЛАЕВА: (смеется) Slade. Ну им-то сам Бог велел.

И.ЛАГУТЕНКО: Так что вот. Реакция неоднозначная, но очень запомнилась. И я так понимаю, что местным жителям концерт…

Э.НИКОЛАЕВА: Холодно там?

И.ЛАГУТЕНКО: По-моему, минус 40, если не ошибаюсь. Это был февраль-месяц, так что самый разгар. Причем с нашим датским агентом, который устроил эти гастроли, когда они предложили Исландию. Я говорю, конечно, поедем, только зимой. Пообещайте мне, что не летом, я не хочу… Нам нужно в самое…

Э.НИКОЛАЕВА: В самое пекло морозное.

И.ЛАГУТЕНКО: Все вот эти пересадки, приезды-отлеты в Гренландию напоминали мне кафетерий из Звездных Войн: когда там совершенно непонятные люди. Там туристы-экстремалы, какие-то ученые, местные жители, японские туристы с фотоаппаратами, кто передвигается. И самолетики, такие маленькие, которые как автобусы развозят вас по местным городам. Ну вот, за что мне нравится Мумий Тролль, так за этот, я его называю, музыкальный туризм. Когда ж еще можно было побывать в разных местах света, а тут вроде еще какую-то культурную миссию, опять же несешь.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, а какие еще места были такие необычные, типа льдины.

И.ЛАГУТЕНКО: На самом деле мне очень нравится выступать с концертами не там, где нас очень ждут, а в тех местах, где о нашем существовании не догадываются, песен не знают, где ты реально должен пробить эту стену, иногда, абсолютного непонимания. У нас было несколько уникальны концертов в Китайской Народной Республике, причем я говорю не об университетских городках или столичных клубах Пекина, Шанхая, которые стоят такие же в Нью-Йорке и Москве по своему характеру, а в каких-то небольших индустриальных городах, где, словно, партия сказала: «Сегодня у нас праздник. Будут иностранные артисты».

Э.НИКОЛАЕВА: (смеется) Как в Бременских музыкантах.

И.ЛАГУТЕНКО: И тут надо было, конечно, приложить. И причем генетически китайское население не очень расположено к рок-музыке, это я вам как эксперт говорю.

Э.НИКОЛАЕВА: Почему, Илюш?.

И.ЛАГУТЕНКО: Не знаю. Во-первых, не существовало, китайская музыка принципиально другая. Отношение к музыке исторически сложилось не такое, как говорится, на Западе. Вы знаете, в принципе еще в древних конфуцианских докладах музыка была неотъемлемой частью управления государства. То есть это важная часть, но принципиальная система нот и музыки совершенно отличается от наших школ. А за последние сто лет… Еще дело в том, что вся современная музыка, поп-культура, она же обошла эту страну стороной и сейчас главенствует там некая караоке-культура, Канта-поп, попса, как у нас принято выражаться, такая гонгконгская попса, которая завоевала местного слушателя, которую удобно петь в караоке, так что это что-то среднее между нашими, так вот, группами Руки Вверх, которая, кстати, тоже необычайно уважаема в Китайской Народной Республике, и вот какими-то такими пафосными маршами, как я когда-то в хоре мальчиков пел: «Шагают рядом Ленин и весна!».

Э.НИКОЛАЕВА: Хорошая база была заложена для группы Мумий Тролль. Ну и как китайцы встречали вас, Илюш?

И.ЛАГУТЕНКО: Китайский рок-н-ролл – конечно, нужно найти подход. Подход… Сказали, китайские люди очень любят, когда с ними разговаривают.

Э.НИКОЛАЕВА: А, ну вы ж тем более можете.

И.ЛАГУТЕНКО: …и тут мне, конечно, пришлось. Они любят, когда с ними шутят. Шутки у них тоже определенные, очень изысканные, я бы сказал, на европейских (неразборчиво). Не такие прямолинейные как у нас, не такие циничные как у англичан, например, а такие, сродни. Ну вот корни у них в традиционном комедийном китайском жанре, поэтому приходилось не определенные песни от начала до конца давать им псевдо-перевод.

Э.НИКОЛАЕВА: На китайскм пели?

И.ЛАГУТЕНКО: Да, на китайском. На китайском мало того, что пели, еще приходилось объяснять, о чем песня. Там, если это песня о мальчике и девочке, то что в мальчике обязательно должен быть солдат. То есть, может быть, к словам оригинала это не имело никакого отношения, но нужно было найти этот Мост Дружбы, его нужно было соорудить своими руками в течение 60-ти минут нашего концерта. И, конечно, крики «Дзай-лай!…», и там, в конце выступления, что означает «Еще! Еще!»

Э.НИКОЛАЕВА: Как по-китайски «еще»?

И.ЛАГУТЕНКО: «Цай-лай! Дзай-лай!»

Э.НИКОЛАЕВА: «Дзай-лай!»

И.ЛАГУТЕНКО: То есть когда тебе говорят «спасибо», и зал орет как, наверное, на митинге уничтожения воробьев, то это… это круче чем золотые диски и еще чем-то вот… когда ты понял, что «ага! Нашел, значит…»

Э.НИКОЛАЕВА: ..подход.

И.ЛАГУТЕНКО: Да. Ну, у меня был определенный опыт работы переводчика. На рубеже строительства новой капиталистической России и нового капиталистического Китая, было уникальное время…

Э.НИКОЛАЕВА: Там были? В Китае, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Да, да. Я очень много работал переводчиком на самых разных объектах.

Э.НИКОЛАЕВА: А мамка сказала, Китайский учи, потому что по соседству?

И.ЛАГУТЕНКО: Вы знаете, дело в том, что когда я поступал в университет, дружбы как таковой у нас еще не существовало, и были такие очень прохладные отношения между двумя странами. Все мальчики и девочки во Владивостоке, кто поступал на восточный факультет, конечно, ходили изучать японский: Япония всех манила. Фирма Чори, Хонда и Тойота, витали понятия в воздухе, это было более знакомее и интереснее, как-то перспективнее. Но одна из моих учительниц сказала, иди изучай китайский, поверь, в этом будущее.

Э.НИКОЛАЕВА: А… И она оказалась права?

И.ЛАГУТЕНКО: …И слова ее оказались пророческими, тем более, что китайский язык я начал изучать с семи лет. Так случилось, что я его изучал и в средней школе, которая как-то случайно затерялась на дальневосточных просторах с изучением китайского языка. По тем временам, кроме фразы «Выстрел крейсера Авроры осветил о начале новой эры», вот такими фразами нас пичкали в школе. Я, к сожалению, при поступлении в университет, плохо ориентировался, как сказать «сядьте» и «встаньте» по-китайски. Но затем годы работы и практики…

Э.НИКОЛАЕВА: Принесли свои плоды… Ну хорошо, уже на носу-то юбилей: 16-го октября стукнет 40 лет.

И.ЛАГУТЕНКО: Да ты чё?

Э.НИКОЛАЕВА: Как утверждает пресса, свадьбу вы зажали. А юбилей будете отмечать с помпой, концерт в Олимпийском будет?

И.ЛАГУТЕНКО: У нас прошел только что День семьи и верности, так что будем теперь… Теперь буду…

Э.НИКОЛАЕВА: Хотя злые языки говорят, что нынешний Мумий Тролль Олимпийский не соберет.

И.ЛАГУТЕНКО: Вы знаете, как только мы выпустили нашу первую пластинку и записали… Первые концерты наши проходили в Москве. Первое, что я слышал, — не то, какие вы молодцы, а как скоро Мумий Тролль закончится.

Э.НИКОЛАЕВА: Что же это такое-то, Илюш?

И.ЛАГУТЕНКО: Это я слышал с самого начала. Группа-однодневка, это не сделает, не продержится и того, не выдержит. Были и мои коллеги, скажем, по цеху: «Эх, Илья, ты даже не понимаешь, во что ты ввязался. Завтра ты там сядешь на иглу, на винт. От тебя живого места не останется. В гастролях вы потеряете все здоровье, свою душу, еще что-то. Ты спишешься через месяц и так далее. Ну, вот уже 10 лет (смеется) мы занимаемся то, что называется, этим вплотную. Может быть, действительно, плюс в том, что та широкая популярность и слава к Мумий Троллю, ко мне не в 17 лет, а гораздо позже…

Э.НИКОЛАЕВА: А в 25.

И.ЛАГУТЕНКО: По-моему, 27 было мне. Был какой-то жизненный опыт, я всегда знал, что я уже справлюсь, разрушенного у меня ничего не будет. Я знаю, что..

Э.НИКОЛАЕВА: …хорошо выглядите, кстати, Илюш, на 40-то совсем…

И.ЛАГУТЕНКО: Вот видите. Вот.. Так оно, это же как эликсир. Когда ты делаешь то, что тебе оно, ты в общем, не компромиссничаешь с окружающими, и не обращаешь внимания на злопыхателей. Наверное, это дает какой-то заряд. То есть в принципе…

Э.НИКОЛАЕВА: Давайте, послушаем, заряд. Объявляй.

И.ЛАГУТЕНКО: Песню, которая называется „Контрабанды“.

ПЕСНЯ.

Э.НИКОЛАЕВА: Хулиганская песня, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Ну вот мы говорим, да. Сконтрабандировали в том числе и здоровье, и радость, и счастье (смеется).

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, Илья Лагутенко – лидер группы Мумий Тролль. Хулиганство и реклама не всегда вместе, особенно когда на „Эхе Москвы“ звучит высокохудожественная реклама музея современного искусства. Слушайте, мы продолжим сразу после.

РЕКЛАМА

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Илья Лагутенко, лидер группы Мумий Тролль. Слушайте, Илюш, а мало того, вас теперь называют еще королем корпоративов. Хотя нет, Шнур по-моему, по моему мнению здесь вас обошел.

И.ЛАГУТЕНКО: Это что такое? Король – это что? За что короны раздают?

Э.НИКОЛАЕВА: За корпоративы, на которых все сейчас… Деньги зарабатывают где сейчас музыканты? Сейчас такие фирмы… Приезжают, каждый на личном самолете, устраивают им тут всякие приемы с медведями, с икрАми.

И.ЛАГУТЕНКО: Я считаю, что в принципе рок-музыканты дождались награды за все свои долгие..

Э.НИКОЛАЕВА: …голодные годы

И.ЛАГУТЕНКО: …годы в андеграунде, называется. Более того, я уж не говорю, на нашем отечественном рок-цехе, когда выстраиваются орды зарубежных рок-музыкантов, и все „На Москву!“, „На Москву!“.

Э.НИКОЛАЕВА: …валят деньги…

И.ЛАГУТЕНКО: Больше всего мне нравится факт выступления группы Scorpions на юбилее ФСБ. Если бы кто-то об этом рассказал мне 20 лет назад, можно было, не знаю… то есть это что-то было из запредельной какой-то такой фантастики, да? И еще чего-то. Я помню все это, черные списки, группа Scorpions там всегда была, первый номер. Вероятно, за оформление своих пластинок (смеется). Ну вот они за свою собственно любовную лирику… И вот он пришел, Win of Change, ветер перемен. Смотрите, как задул этот Ветер перемен.

Э.НИКОЛАЕВА: Продул все головы.

И.ЛАГУТЕНКО: И мне чрезвычайно радостно. На самом деле, я считаю себя счастливым человеком в том понятии, что мне удалось застать вот эти самые совершенно разные времена, и людей, которые в разные времена совершенно по-разному действуют. Это удивительно, как когда особенно музыка здесь такая… поп-музыка становится не краеугольным камнем, а какой-то основной нитью, проходящей все время от музыки бунта до теперь, чуть ли, не у нас рок-музыка 70-х становится официозом, я бы сказал (смеется).

Э.НИКОЛАЕВА: Государственным официозом. Илюш, вы еще мемуаров о своих музыкальных подвигах не писали?

И.ЛАГУТЕНКО: Нет. Я считаю, что все мои мемуары, наверное, в моих песнях все-таки. И я не думаю, что… Как помните в анекдоте? Чукча – не читатель, чукча – писатель. Так вот я все-таки, наверное, не писатель, я это прекрасно себе представляю. Я понимаю, что сейчас это такое повальное увлечение: всем, кому не лень, написать о себе. Просто не представляю кто все это читает. Ну, у нас, да, читающая нация.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, ну, может быть тогда, флаг в руки? Вот перед вами аудитория не музыкальная радиостанции „Эхо Москвы“. А вдруг можно предположить такое, что многие вообще слышат вас впервые. Представьте: вам сразу нужно дать им понять, что вы самый крутой! С чего вы начнете повествование? Какие интересные факты своей биографии вы бы еще выделили?

И.ЛАГУТЕНКО: Здравствуйте, мы называемся группа Мумий Тролль. Мумий Тролль означает (смеется)…

Э.НИКОЛАЕВА: В переводе это…

И.ЛАГУТЕНКО: Мумий Тролль означает. Первое слово – это, конечно, родительный падеж от слова мумия (смеется).

Э.НИКОЛАЕВА: Кто, кстати, придумал? Вы уж рассказывали про это, наверное, тышшу и один раз.

И.ЛАГУТЕНКО: А Тролль – это, соответственно, скандинавский такой…

Э.НИКОЛАЕВА: Тролль. Норвежский…

И.ЛАГУТЕНКО: Мифологический персонаж. Да. Соответственно, будучи группой из Владивостока мы своим названием хотим прорыть некий тоннель от Владивостока до Скандинавии, соответственно, то есть через весь земной шар. И вот запустить этот вечно крутящийся стержень, который последние десять лет неумолимо работает и не стачивается, и распространяет рок-энергию на все человечество, что не только увеличивает популяцию (смеется) уссурийских тигров в дальневосточной тайге, но и подымает, вероятно, дай Бог, поднимает вам настроение.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, какая прописка стоит в вашем паспорте?

И.ЛАГУТЕНКО: Московская сейчас стоит.

Э.НИКОЛАЕВА: Да вы что?

И.ЛАГУТЕНКО: У родителей. Я прописан дома у родителей.

Э.НИКОЛАЕВА: А мамка с папкой в Москве живут?

И.ЛАГУТЕНКО: Слава Богу, меня терпят еще.

Э.НИКОЛАЕВА: А-а. То есть из Владивостока они давно уже?

И.ЛАГУТЕНКО: Да, это с бабушкой. Но бабушка всегда ловко всех визитеров отшивает.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть все уже знают, где вы, в каком районе Москвы живете?

И.ЛАГУТЕНКО: Ну не знаю. Все не знают, я это глубоко не афиширую. Но иногда приходят, повестки, например.

Э.НИКОЛАЕВА: Повестки приходят?! То есть в армии вы не служили?

И.ЛАГУТЕНКО: Повестки приходят в суд.

Э.НИКОЛАЕВА: Какой суд?!

И.ЛАГУТЕНКО: Вы знаете, иногда за творчество тоже могут. Была у нас такая история выступления с трэш-шапито Кач, на фестивале ФУС. Мы дома вынашивали планы планомерных оскорблений некоторых деятелей шоу-бизнеса. Соответственно, теперь этим занимаются не только литературные, научные организации, исследующие орфографию песен, но и вот…

Э.НИКОЛАЕВА: А что вы там спели такого? Можете мне сказать, напеть?

И.ЛАГУТЕНКО: Эта песня называется „Подвиг“. Заканчивается словами „В жизни всегда место подвигу есть. Нету подвига – не *** и лезть“.

Э.НИКОЛАЕВА: Слушайте, а что это за такая, какая-то скандальная история была с запретом вашего клипа на ТВ? Какие-то медведи там что-то делают, неприличное. С медведями ж шутки плохи.

И.ЛАГУТЕНКО: Действительно, песня, которая называется „Медведица“ и много лет назад пыталась выйти на киноэкраны… В принципе, всего лишь изображающая плюшевых медведей и кое-какие овощи. Так что, больше связано наверное с будущими какими-то агропланами.

Э.НИКОЛАЕВА: Да… Задумано это…

И.ЛАГУТЕНКО: Агропланами, совершенно не музыкальными. Показались некоторому руководству телевидения вызывающими, почему-то, в каком-то эротическом контексте. Хотя, я понимаю, что, наверное, просто было не самое удобное время, судя по тому обилию голых поп, царящих теперь на наших экранах… Потому что для нас это было всего лишь некая пародия, мы задумали как пародия на происходящее. Ну, может быть, у кого-то не хватило чувство юмора, по крайней мере песни…

Э.НИКОЛАЕВА: Вот сейчас их уже хватает, приглашать Scorpions на праздник ФСБ.

И.ЛАГУТЕНКО: Песня эта стала весьма популярной среди танцующих на дискотеках, и таким образом зажила своей личной жизнью. Это вообще мне нравится, что у каждой песни на самом деле своя собственная жизнь, и когда мы выступаем на наших концертах – частенько очень интересная реакция зала на те песни, которые никогда не играли по радио, не были видеоклипами сделаны, то, что говорится, не были пропиарены. То есть… это радует, конечно, меня как композитора и автора. Что касается нашей недавней работы – это песня „Поспи, рок-н-ролл“.

ПЕСНЯ

Э.НИКОЛАЕВА: Послушали. Итак, в студии нашей программы Илья Лагутенко, лидер группы Мумий Тролль. А вам не надоедает, что я одно и то же? Лидер группы Мумий Тролль, лидер группы Мумий Тролль.

И.ЛАГУТЕНКО: Это у меня спрашиваете? Я думал, вы обращались к радиослушателям (смеется) и слушаете, что они там ответят? А они вроде качают головами, говорят, нет, не надоедает. Ну… Это мало ли кто присоединился к этой передаче на этом моменте сейчас… Здравствуйте, меня зовут Илья Лагутенко, я представляю группу Мумий Тролль.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, а вот очень непонятно: вас выключили из ТВ, как Шевчука? Вы сами не испытываете интереса к ящику или нет денег просто, чтобы там появляться?

И.ЛАГУТЕНКО: Я так понимаю, что то, что сейчас называется телевидением, музыкальным телевидением – оно несколько видоизменяется вообще за последнее время. И что касается нашего последнего клипа на видео „Контрабанды“… Когда мы задумывали его съемку и продумывали идею, какой она может быть. То есть принципиально мы даже не стали ориентироваться на вот этот формат, скажем так, коммерческого ролика, музыкального произведения, который создан для того, чтобы вызван интерес. Мы больше ориентировались на то, как посмотреть на музыкальный материал с точки зрения изобразительного искусства, в данном случае мобильной визуализации, инсталляции, если хотите. И то что получилось у нас в итоге – а это такие движущиеся уличные проекции – ни грамма, кстати, компьютерной графики, исключительно живые съемки, проходившие на улицах Антверпена – я думаю, что это такой наш достойный шаг… Потому что в принципе просмотр и видео, и песен уже переходит с экрана… Вот эти телепередачи, телевидение становятся таким определенно нишевым продуктом, я по себе сужу… То есть если не интересно, существует огромное количество людей, которые…

Э.НИКОЛАЕВА: Просто не включают телевизор.

И.ЛАГУТЕНКО: Да, и они получают свою информацию совершенно другими способами. Там, закачивают в мобильные телефоны, интернет, iPod`ы, то есть переосмысляется потребление информации. Мы в свое время, год назад создали социальную сеть, которая называется Икра ТВ. Да, это такое некое наше видение, каким должно быть, наверное, телевидение. Основная идея – это не популяризация группы Мумий Тролль, а собрание всех людей, у которых сходятся вкусы в музыке и художественном искусстве.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, Илья Лагутенко, лидер группы Мумий Тролль. Я конкретизирую просто, а то же подумаю, кто это так все витиевато-то? Не стали заниматься музыкальной деятельностью? Вы ведь с Бурлаковым поклонники брит-попа, группы Кула Шейкер, даже записывались потом в той же студии, где и они, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Вот, что я вынес за последние 10 лет. Конечно, лучше всего быть в нужном месте в нужный час, наверное. Тогда все это… Сейчас, вероятно, Лондон – нужный час не для музыкантов.

Э.НИКОЛАЕВА: Не совсем нужный час, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Не для музыкантов и поэтов. Сейчас он привлекает совершенно иных людей. И, вероятно, это связано с какими-то экономическими изменениями у нас в стране, и в мире вообще. Лондон стал ужасно дорогим городом, и что касается звукозаписи – там не очень свободно себя чувствуешь. Да и технологии звукозаписи сейчас совершенно иные, нежели чем десять лет назад. То есть для чего раньше нам приходилось курсировать мир в поисках студии, сейчас мы все это можем делать в подвале, используя компьютеры, с людьми можно работать на расстоянии в реальном времени, благодаря интернету. Да что говорить: мы иногда избегаем московских пробок с другими ребятами из Мумий Тролля, сидим дома и репетируем, можно сказать, реально-виртуально.

Э.НИКОЛАЕВА: Ага… У компьютера… Я вот, кстати, для меня откровением было, что Земфира – это тоже Мумий Тролль, это ваше, как бы, открытие имен? Дедушки, сегодня ночью, магнитная аномалия… вдруг Земфира.

И.ЛАГУТЕНКО: Действительно… У каждого, наверное, музыканта однажды рождается идея об организации какой-то звукозаписывающей, промоутировать артистов. Честно признаюсь, что в предпринимательстве от музыки я не преуспел, но, действительно, мы продюсировали первый альбом Земфиры, и группы «Сегодня ночью», группы «Туманный стон». У них у всех по-разному сложилась судьба, и я считаю, что все это в первую очередь, наверное, зависит непосредственно от самого автора, артиста, от его каких-то личных качеств, амбиций. Нельзя говорить, что хорошо, что плохо.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, а вот эта история про Бурлакова, который ради первого диска Тролля «Морская» продал квартиру и вообще все это. Это реальная история?

И.ЛАГУТЕНКО: Действительно, с Лёней Бурлаковым меня многие годы связывали еще со школьной поры, и он много сделал для того, чтобы все-таки составить меня, записать песни группы Мумий Тролль, записать эту первую пластинку, найти издателя. В 96-м году им стал небезызвестный Александр Шульгин, который, в общем-то, и издал нашу первую пластинку «Морская». Вот уже 10 лет минуло с тех пор, судьба развела нас всех в разные стороны. Кризис, наверное, в большинстве…

Э.НИКОЛАЕВА: Как и у всяких Битлз, когда вы с Бурлаковым, как Маккартни с Ленноном разошлись.

И.ЛАГУТЕНКО: Связанный больше именно с… Потому что группа музыкальная – это как любой другой коллектив, и существует проблема управления. И здесь нужно очень четко всегда понимать вот эту связь менеджмент и артист, и я считаю, что даже и в истории все самые удачные и долго существующие вот эти связи, менеджера да управляющих, да артистов, были только тогда, когда управляющий безоговорочно верил и доверял своему артисту, и был полностью на его стороне, нежели чем задумывал о себе. Вот такая, если хотите, жертвенность во имя искусства все-таки должна присутствовать, которая и двигает тандем, или, там, команды вперед. С другой стороны, Мумий Тролль, вот эти четыре человека на сцене, мы не расстаемся последние десять лет, что тоже большой срок, и вам любой другой расскажет, для любого вокального коллектива. Причем все эти четыре человека – я, Пунга, Сдвиг и Цайлер – у всех у нас разноплановые музыкальные пристрастия. Но вот, вот этот вот компромисс, который мы находим в рамках Мумий Тролля… Нам до сих пор не осточертел, этим и двигает вперед, и заставляет слушателей собираться вместе. Вот, наверное, главное.

Э.НИКОЛАЕВА: Слушайте, Илюш, а вас еще, знаете чем, мучают? Теперь больная тема, говорят, для вас, ваш, слишком уж моложавый сценический образ распутного мальчика, потом еще далее потеря в концептуальности, и вообще говорят, с вами как-то перестало что-то происходить.

И.ЛАГУТЕНКО: Ой, не знаю, что со мной, когда… Знаете, вещь, наверное, в том, что существуют артисты, для которых есть, там, дом, семья, есть сцена, они там могут перевоплощаться, они могут быть другими: сегодня одевать перья, завтра петь другие песни. Я в свою очередь, я не являюсь профессионально подготовленным, выученным артистом или композитором. То, что я делаю и как я живу, я так живу всегда, 24 часа в сутки. Дома я такой же как и на сцене, абсолютно. Кому-то это может показаться экстравагантным. Если, там, у меня есть настроение, я вам сейчас вру и рассказываю замысловатые, витиеватые истории. Может быть, через секунду мы будем рассуждать о каких-то приземленных, очень важных мировых вещах, как о защите тигров. Но все это абсолютное настроение. Это, можно сказать, моя правда.

Э.НИКОЛАЕВА: И вас за это можно уважать.

И.ЛАГУТЕНКО: Спасибо большое.

Э.НИКОЛАЕВА: Ваша группа держала руку на музыкальном пульсе, определяла течение музыкальной моды в нашей стране в конце 20-го, начале 21-го века. А кто теперь идет на смену вам? Пожалуйста, фамилии, названия, кого выделяете.

И.ЛАГУТЕНКО: Иногда, знаете, моя рука… Мне уже кажется скоро отсохнет держать этот пульс. Вот она уже так напряжена держать этот пульс, и удерживать его последнее десятилетие, и хочется, конечно, увидеть за собой каких-то энтузиастов, которые бы, может, заставили меня посмотреть на то, что происходит еще в нашей российской музыке. Но вот за последние времена то, что меня действительно искренне подкупило, это так называемые арт-анденграунд-рэп-проекты, например, «Кровосток» или трэш-шапито «Кач». Это действительно, я считаю, очень…

Э.НИКОЛАЕВА: Это вы одну группу назвали или несколько?

И.ЛАГУТЕНКО: Это разные, да. Для меня главное, чтобы при всей концептуальности и целостности музыки и слов, еще было определенное чувство юмора, и чтобы люди как-то все-таки понимали, что это определенного рода игра. Вот эта игра мне все не дает покоя.

Э.НИКОЛАЕВА: Та самая игра, детская.

И.ЛАГУТЕНКО: Та самая игра детства не дает покоя, потому что все мы родом оттуда.

Э.НИКОЛАЕВА: Да… Что нужно делать, чтобы оставаться актуальным?

И.ЛАГУТЕНКО: Не знаю, что нужно делать, для того чтоб… и в рамках чего оставаться актуальным? Я думаю, что… как это не скучно, сейчас вам банально отвечу, нужно уметь оставаться самим собой.

Э.НИКОЛАЕВА: Ага, хорошо… Немного о политике. Очень смешно. Ну, многие аполитичные музыканты, которые приходят ко мне в программу «Какого черта!» думают, что шли на «Эхо Москвы», то обязаны рассуждать о политике. Некоторые даже специально готовятся, читают новости, газеты. Вы к какой партии…

И.ЛАГУТЕНКО: Что там у нас в политике? (смеется)

Э.НИКОЛАЕВА: Вы какой партии симпатизируете, Илюш?

И.ЛАГУТЕНКО: Я не состою ни в какой партии, симпатизирую я, конечно же, партии власти.

Э.НИКОЛАЕВА: А-а-а. Вы, последнее время как-то, как будто говорят, все говорят, что Лагутенко какой-то прям весь хулиган какой-то, какой-то он не очень приветствуется в каких-то таких истеблишментах. Что это, вдруг, Илюш, такое случилось?

И.ЛАГУТЕНКО: Не знаю, что используется. Я всегда… Я сам и законопослушный, и правильный гражданин, я соблюдаю правила дорожного движения. Я считаю, что чего-чего, а нашей стране порядка какого-то всегда очень не хватает. И что меня, конечно, всегда возмущает, что у нас самые дисциплинированные люди – это всегда вахтеры и проверяющие документы… Даже там, при входе на радиостанции или еще куда-то. Это самые дисциплинированные люди. Если б такой порядок, конечно, у нас был в других местах, но…

Э.НИКОЛАЕВА: Но слава Богу, на входе еще, на проходе не требуют денег за то, чтобы пройти.

И.ЛАГУТЕНКО: Ну, это как называется, уже с российским лицом. Мне очень нравится история. По-моему, одного из премьер-министров Великобритании, который в свое время заигрывал с Китайской Народной Республикой, однажды ему подарили в подарок живую панду. А потом несколько лет, уйдя со своего поста, он вел дебаты в прессе, что там напридумывали китайцы, это социализм с китайским лицом. Не может быть такого термина, потому что он есть или только такой. Китайское лицо – что это вы такое придумали. Несколько лет прошло, он приезжает обратно в Китайскую Народную Республику, там новое, другое правительство, другие люди. И он говорит, слушайте, вот мне когда-то дарили панду, очень одиноко ему там в моем частном зоопарке, может быть, подарите второго? Как-то, чтобы мальчик-девочка, чтобы они там дружили. Китайцы говорят: «Хорошо, сделаем. Сто тысяч, пожалуйста, в кассу». Подождите, говорит, первого же подарили? Вот это называется с китайским лицом (смеется). Если вы не понимали, что это такое, это и называется с китайским лицом.

Э.НИКОЛАЕВА: (смеется) Да. Не хотите по-человечески, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Так что, дай Бог нам создать тоже свою стабильную, свое российское, уникальное российское лицо.

Э.НИКОЛАЕВА: Этих политиков, ну их к черту. Что у вас с последним альбомом? Кто придумал оригинальный способ его распространения – приклеить в один известный журнал?

И.ЛАГУТЕНКО: На самом деле, способов еще гораздо больше. Дело в том, что я думаю, что старомодный вот такой способ выпуска на компакт-дисках совершенно утрачивает определенные позиции…

Э.НИКОЛАЕВА: Банально уже как-то, да?

И.ЛАГУТЕНКО: Не то что банально. Люди реально перестают приобретать… Система прослушивания музыки слушателями изменяется. Грандиозное количество информации благодаря интернету открыто миллионам: различных артистов, групп, альбомов выходит ежесекундно, по-моему. Поэтому слушателю, конечно, сейчас очень трудно во всем этом разобраться, и главная задача любого начинающего артиста, как и группы Мумий Тролль, найти следопытство такое, найти, проложить свою дорожку к зрителю и слушателю.

Э.НИКОЛАЕВА: И как реагирует на подобные вещи публика?

И.ЛАГУТЕНКО: Я думаю, что мы сможем сделать.. Не только выпустить компакт-диски, не только приклеить их к журналу, мы сможем сделать так, чтобы могли закачать все новые песни в свои мобильные телефоны, воспользоваться сайтом mumiytroll.com и скачать себе эти трэки совершенно бесплатно тот, кто умеет их скачивает. Самые ленивые получат специальную баночку закупоренную, навроде жестяной. Открываете ее – дальше там находится специальная кислородная смесь. Вы ее вдыхаете, 3 секунды держите себе, потом, в принципе можно продолжать дыхание в прежнем режиме, но эти песни остаются в вас навсегда.

Э.НИКОЛАЕВА: Впитали в себя дух Мумий Тролля.

И.ЛАГУТЕНКО: Да. Так что как думаете, песня номер один – она у вас в голове играет. Они будут у вас в голове. Так что вот эту совершенно новую нанотехнологию, выведенную на свет нашими учеными. Вот это самый революционный способ, до которого мы дошли с распространением нашей новой пластинки.

Э.НИКОЛАЕВА: Нанопродукции (смеется).

И.ЛАГУТЕНКО: 21 песня существует на это пластинке, полтора часа звучания. Это тройной, вот такой заряд кислорода от группы Мумий Тролль.

Э.НИКОЛАЕВА: Классно. Я вам умную вещь скажу, Илюш, только вы не обижайтесь: альбомы все же лучше приклеивать на радио и ТВ.

И.ЛАГУТЕНКО: (смеется) Так что давайте, может быть, еще постаромодничаем, и в эфире вашего замечательного радио подклеим еще одну песню.

Э.НИКОЛАЕВА: Которая будет называться?

И.ЛАГУТЕНКО: «О, рай!»

ПЕСНЯ

Э.НИКОЛАЕВА: А какие слабости есть у нашего музыкального гиганта? Вот, говорят, вы фанатеете от футбола, сходили с ума во время чемпионата Европы. А какие еще события, увлечения способны также вывести вас из себя? Вопрос последний.

И.ЛАГУТЕНКО: Футбол, вообще, я начал любить с этого года. Просто все прошедшие десятки лет меня раздражало, как медленно передвигаются наши футболисты по полю. Я всегда думал, залог – просто нужно быстрее бегать. Просто, может, набрать бегунов в футбольную сборную, я всегда думал, и тогда как бы все переменится. Судя по всему, этот самый Гуус, что-то нашел, какую-то свою нанотехнологию, я не знаю, чем он начал их кормить, но бегать ребята стали быстрее и, видите, всем сразу…

Э.НИКОЛАЕВА: Стало лучше.

И.ЛАГУТЕНКО: …большой праздник. Но я, честно говоря, больше являюсь, конечно, поклонником не коллективных, таких соревновательных видов спорта, а больше таких, созерцательных – серфинг, парусный спорт, вот это, быт наедине где-то, с природой, управлять стихией – вот, я думаю. То есть доказать в принципе что-то самому себе, нежели чем другим.

Э.НИКОЛАЕВА: Теперь вопрос на засыпку. А жена вместе с вами живет у родителей?

И.ЛАГУТЕНКО: Живет она, вообще живет моей жизнью, за что я ей глубоко благодарен.

Э.НИКОЛАЕВА: Илюш, у вас своя квартира, хотя прописаны у родителей?

И.ЛАГУТЕНКО: Прописан у родителей, а так мы живем последние несколько лет, как это говорится, на колесах, и подобает настоящим музыкантам. Когда мы возвращаемся в родное Подмосковье, нас каждый раз встречают только развалины стройки (смеется), которая никогда не заканчивается. Я понимаю, что к сожалению, и вырастить детей, и посадить дерево – это гораздо проще (смеется)

Э.НИКОЛАЕВА: ..(смеется) чем построить дом.

И.ЛАГУТЕНКО: …чем все-таки построить дом. Это по-моему самое сложное. Записать двойной альбом проще, чем построить дом. Я не знаю. Я не знаю, как они возводят. Каждый раз находясь на крыше какого-нибудь небоскреба – я думаю, ну как же они это сделали? Вот эти китайцы, как они застроили весь Пекин небоскребами. Я этого не понимаю. Потому что у нас скромный, полутораэтажный домик, но вот уже который год все не может застроиться… Так что пожелайте мне удачи вот в этом.

Э.НИКОЛАЕВА: Да, удачи, удачи в этом деле, нелегком. Ну и еще, естественно…

И.ЛАГУТЕНКО: Приходите поштукатурить (смеется). Приходите поштукатурить.

Э.НИКОЛАЕВА: … и вашей жене удачи.

И.ЛАГУТЕНКО: Спасибо большое.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, Илья Лагутенко – человек основательно встряхнувший затхлый мир российской поп-музыки, за что ему отдельное спасибо. Те кто сомневается…

И.ЛАГУТЕНКО: Дышите кислородом.

Э.НИКОЛАЕВА: Да… Дышите кислородом, выбирайте Мумий Тролль, не ошибетесь. В эфире были я, Элина Николаева и…

И.ЛАГУТЕНКО: …и Илья Лагутенко (смеется). Группа Мумий Тролль.

Прислано: Tat

Еще