«Маркетинговые тайны Ильи Лагутенко» — Шоубиз@mail.ru

Маркетинговые тайны Ильи Лагутенко

В дни пекинской Олимпиады неожиданную конкуренцию статьям о допинговых скандалах составили музыкальные рецензии о новом альбоме «Троллей». Одновременно с появлением в магазинах «Восьмерки» такие уважаемые СМИ как «Коммерсант», «Известия», «РБК daily», «Московский Комсомолец», «Афиша» анонсировали ее как «главный альбом этого лета». Подозреваю, что и всего 2008 года тоже.

Естественно, в оценках творчества Лагутенко и Ко я весьма субъективен. В свое время агентство «Кушнир Продакшн» было причастно к продвижению на музыкальный рынок всех ранних альбомов «Троллей» – от «Морской» и «Икры» до «Точно Ртуть Алоэ» и «Меамуров». Потом случилась пауза, и за маркетинговой эволюцией «Троллей» я наблюдал уже со стороны.

Этой весной что-то стрельнуло в воздухе, и мы начали сотрудничать вновь. После первых телефонных переговоров с Лос-Анджелесом, где «Тролли» заканчивали работу в студии Ocean, стали понятны наши цели и задачи. Они были на редкость простыми: популяризировать новые песни нетрадиционными, по возможности более радикальными, чем прежде, методами.

Как-то так.

Мы c Ильей вступили в регулярную переписку. Тема писем – «любовь». Все делалось и строилось на трех китах: душа, сердце и прогретые руки. Я называю это «ток пошел в обе стороны».

Первая информация, которая меня сильно порадовала – новых песен у группы набиралось на двойной альбом. В контексте кризиса аудио-рынка и нравов 2008 года это выглядело необычно и свежо.

«В последнее время многие великие артисты поддерживают интерес к себе, записывая по одной песне раз в три-четыре года, — радостно вещал в телефонную трубку Илья, когда в Москве стояла глубокая ночь. – А странный Лагутенко выпускает сразу двадцать — причем через год после последнего альбома. Выпускает летом, когда в шоу-бизнесе никто ничем не занимается. Наверное, мы будем делать двойной альбом».

Песен в итоге получилось не двадцать, а двадцать одна. Последняя, под названием «О, рай!», с моей точки зрения, выглядела самой хитовой. Мне ее не без гордости Илья презентовал в своей подмосковной резиденции. Песня была чудо как хороша и оказалась скинутой на CD-R как нельзя кстати.

В этот вечер мы с полным вагоном московской прессы выезжали в полубезумный культурологический трип в столицу Украины. И не случайно всю ночь целый вагон газетчиков, радийщиков и телевизионщиков слушал в моем плеере «О, рай!». Допотопный агрегат Sony выполнял функцию переходящего красного знамени. Вдохновленные услышанным акулы пера стащили на одной из станций металлическую вывеску «Москва – Севастополь» и не без успеха провезли ее через две таможни. В обе стороны. На обратном пути из Киева разговоров только и было про второе пришествие «Троллей». «О, рай!» все слушали по третьему и даже по четвертому разу — включая томных официанток вагона-ресторана. Многочисленные просьбы дать переписать неизменно встречали решительный отказ. Как однажды заметил Ежи Лец, «боги должны быть виртуальными».

Параллельно у нас с Ильей родилась т.н. «идея с „Афишей“. „Насколько тебе близка концепция дистрибьюции в духе последнего альбома Принса – через воскресное приложение к Daily Mail?“ — спросил я Илью. Как известно, пластинка „Planet Earth“ разошлась в Англии рекордным тиражом фактически без помощи музыкальной индустрии, и на многих китов шоу-бизнеса эта история произвела серьезное впечатление. В том числе, и на Лагутенко. „Я только об этом и талдычу последние пару лет, — написал он в ответ. – Но вокруг только и слышу: кто будет платить за изготовление и упаковку?“

Я подумал, что это не проблема. Прорвемся. Неделя переговоров с Сапрыкиным и Ильей Ценципером – и журнал „Афиша“ оказался в наших союзниках. В начале лета мы получили стотысячным тиражом чуть ли не спецвыпуск по „Троллям“. С Ильей на обложке, семью песнями на приклеенном диске и пол-Москвы в наружной рекламе. Причем в мини-диске, вмонтированном в обложку журнала, содержалась интрига: потенциальный покупатель мог купить „Афишу“ либо с семью песнями, либо с восемью, либо с добавленным психоделическим монологом Лагутенко в конце диска.

После появления на радио песни „Контрабанды“ настала пора завоевывать периферию. В качестве объекта начала атаки был выбран небольшой городок Березники, куда бюджет мероприятия позволял привезти выводок журналистов и супераппаратуру европейского класса. Там же планировалось впервые исполнить ряд новых песен из „Восьмерки“.

„Не все хорошее случается в столицах, — пояснял мне Лагутенко. — В любом небольшом городе такое тоже может быть. И люди на своих заводах впахивают не зря! Пусть не думают, что их всегда будут развлекать только третьесортные артисты“.

Мы тогда еще не знали, во что все это выльется. Не знали, что группу владивостокских «троллей» будут разогревать «Блестящие» и блестящая Аня Семенович в роли конферансье. Не знали и про 35 000 зрителей на главной городской площади… Но об этом – чуть позже.

Кстати, вы еще не слышали свежую байку про «Троллей»? Про окруженный экскортом ГАИ грузовик, с борта которого новый клип «Контрабанды» транслировался мощным лучевым сигналом на здания ЦУМа, Большого Театра и Белого Дома? Об этом, швейцарских часах TAG Heuer, роликах «Мегафона», летающих тарелках и других маркетинговых тайнах Лагутенко и Ко – через несколько дней.

Александр Кушнир, журналист, писатель, рок-энциклопедист, руководитель музыкально-информационного агенства Кушнир Продакшн

Еще