«Конец детства» — Эксперт

Конец детства

Десять с лишним лет назад дальневосточный «Мумий Тролль» неслыханным, почти оскорбительно манерным мяуканьем завоевал всю страну. И вот уже лет пять как он остается главной русской рок-группой — какой в разное время до него были, скажем, «Аквариум» и ДДТ.

Это звание — не комплимент и не почесть, а ноша. Потому что появление неблестящего диска в переменно успешной дискографии Ильи Лагутенко становится камертоном не самого завидного положения дел на русской поп-сцене вообще; ни очередное творение неостиляг из «Ундервуда», ни очередные алко-кричалки от «Ленинграда» такими индикаторами работать не могут.

Нынешняя — двойная, состоящая из двадцати с лишним песен пластинка «Мумий Тролля» под названием «8» достойна почестей, какие лет десять назад воздавались его двойному альбому «Икра»: именно по тем композициям мы вспоминаем конец 90−х. В интервью «Эксперту» Илья Лагутенко говорит о том, что некоторые песни становятся для слушателя знаками времени помимо его, слушателя, воли — и среди двух десятков песен таких вот готовых маленьких саундтреков к дню сегодняшнему как минимум половина. Хороши они или плохи, не так уж важно. После никак не прозвучавшего прошлогоднего диска «Амба» Лагутенко и его команде удалось снова войти в резонанс с шумом времени; для этого им пришлось перебрать пяток-другой жанров и стилей, от серфа и баллады до своего фирменного рокапопса с уклоном в гитарное инди. И пусть кое-где тут снова встретишь закамуфлированные мелодические, назовем их так, цитаты из творений актуальных персонажей британской сцены — это неважно тоже: русский рок всегда строился на адаптации англоязычных первообразцов, и, в сравнении с творениями героев, скажем, питерского рок-клуба, у МТ этих заимствований даже и мало. И пусть у повзрослевшего мальчика в песне под названием «Молодость» господствует тревожный минор — это пока еще не сочинение на тему «Поэт и поэзия».

Молодая шпана, на отсутствие которой в 80−х жаловался Борис Гребенщиков, десять лет назад переключила каналы отечественного рока — с откровений на танец, с нескончаемой общественно-политической севрюжины с хреном на выносимую легкость и радость бытия: тогда, десять лет назад, легкость была в нашей стране в дефиците.

Нынешний двухтомный «8» — знак бесконечности, поставленный ребром, — своего рода сертификат об окончании преподавания. Теперь повзрослела и «молодая шпана» — и, может, следующим альбомом сама пожалуется на то, что некому уступить место.

Пока — некому.

Прислано: Elis

Еще