«Великолепная восьмерка» — Cosmopolitan

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВОСЬМЕРКА

Почти двадцать лет не выходило в России диска, который бы настолько меня впечатлил. В 1989 было два выдающихся альбома: «Звезда по имени Солнце» и «Русский альбом» Жанны Агузаровой. Потом — масса всего, в том числе и очень симпатичного, но новый «Мумий Тролль» — нечто особенное.

Работа настолько сильная, что аналогия с «Белым альбомом» Beatles вполне уместна. В обоих случаях — восьмой по счету диск, притом «двойник», вобравший все, на что артисты способны. Большая энциклопедия «Мумий Тролля», разо’чарованных не будет.

Однако еще интереснее в альбоме то, чего раньше у группы и ее лидера не было. Это сложно сформу’лировать, посколь’ку новые ощущения не лежат в плоско’сти стиля или зву’ка… Начнем с того, что вечный юноша Илья Лагутенко несколько старше, чем выглядит. Ему уже около сорока, и в новом альбоме он впервые дает это почувствовать. Вы уже испугались, что теряете лукавого, лучезарного и загадочного? Не бойтесь — все не так банально! Лагутенко вообще не стал «мудрее», «взрослее», «сложнее», а в конечном итоге — скучнее. Я бы сказал, что он стал более открытым, страстным и уязвимым. Это всегда происходит, когда человек отбрасывает иро’нию и легкое лукавство. «Никогда не поздно снимать броню», — пел когда-то Башлачев. Илья это сделал, и без брони он еще лучше!

Возникают немыслимые раньше аналогии и ассоциации — например, с Владимиром Высоцким! Если бы он в 60-е годы был не бардом, а гараж’ным психорокером, вполне мог бы записать песни, похожие на «Пьяную струну» или «Акваланги»… Есть песни изумительной красоты, напоминаю’щие советскую лири’ческую классику, одна из них («Не светит») начинается со слов «Ты, нагладив/Лучших платьев/За банты свои в ответе…» Эта замечательная по фирменной корявости, трогатель’ности и бездонному смыслу фраза натол’кнула меня на важ’ное умозаключение: Илья Лагутенко проникся чувством ответственности. (Которого у наших артистов, за одним-двумя-тремя исключениями, отродясь не было, нет и не будет.) И это просто пере’ставило лидера и его группу на совер’шенно иной уровень, который Илья Лагутенко освоил талантливо и без малейшего занудства.

Короче, вы заметили, что альбом «8» привел меня в трудноописуемый восторг. Мне кажется, это культтовар, который должен быть у всех, — как Цой, как романы Пелевина и фильмы Муратовой. Как Beatles, в конце концов.

А. К. Троицкий

Прислано: Elis

Еще