«Илья Лагутенко: за родину теперь не обидно» — Rolling Stone

ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО «За родину теперь не обидно»

Лидер группы «Мумий Тролль», записавшей свой восьмой студийный альбом, поговорил с RS  о Мике Джаггере, сведении счетов с американцами и подписанных вручную открытках.

Год назад вы презентовали «Амбу», сейчас выходит новый, к тому же двойной, альбом. Зачем так много?

Сам удивляюсь, могли бы эти двадцать песен растянуть на три-четыре года. Но я подумал, что сейчас уникальное время: происходит крах мировой звукозаписывающей индустрии в том виде, в каком мы ее знали. Все то, к чему мы привыкли, в 2008 году перестает существовать прямо на глазах. Больше не существует никаких законов — есть альбом или нет, двойной или тройной… Не хотелось, говоря фотографическим языком, делать выдержку, хотелось просто щелкнуть. Вот существует на данный момент двадцать одна песня — и это кадр, фиксирующий «Мумий Тролль» сегодня.

Откуда у вас деньги, чтобы записываться в Лос-Анджелесе? Или там, наоборот, все дешевле, чем в Москве?

А это еще одна примета времени: чтобы записать такое количество песен десять лет назад, требовались бы серьезные студии и специально обученные люди. Сегодня же большую часть работы мы сделали на коленке, на лэптопах. Микширование и некоторые партии действительно делали в Лос-Анджелесе. Как ни удивительно, нам отдали студию на растерзание совершенно безвозмездно. Все эти большие аналоговые студии сейчас простаивают. Думаю, они доживают свои последние дни.

Как вы себя ощущаете в Америке?

Приезжая в Лос-Анджелес, я чувствую себя королем. Это своеобразное сведение счетов: было время, когда американцы приезжали в бедную Россию, где на десять долларов могли знатно покутить. Теперь мы можем на тысячу рублей ужинать в отличных ресторанах и записываться в лучших студиях Америки. За родину теперь не обидно.

Голливудских звезд в городе не встречали?

Если на перекрестке к машине подбегает толпа фотографов — ну все, значит, Бритни едет! Ее агенты заранее сообщают, куда она направится. Несколько месяцев назад я стоял в очереди за кофе в тамошнем Starbucks. Смотрю, передо мной мужик, и что-то знакомое мне показалось в его физиономии. И тут я понимаю, что это Пол Стэнли из Kiss.

У Лос-Анджелеса двойственная репутация. Мои друзья, живущие там, говорят, что это скучнейшее место на свете.

Мы знаем Лос-Анджелес по кинофильмам, но когда туда приезжаешь, все оказывается совсем другим. Пляж Малибу — это не белый песок и гарцующая Памела Андерсон, а место, где мексиканские гастарбайтеры едят свои фахитос, а Калифорния — это многие километры хайвеев, где никто не ходит пешком. Океан не голубой, он куда более драматического цвета, к тому же холодный. Многие мои друзья тоже считают, что в Калифорнии нечего делать. Видимо, человеческие судьбы питают энергетику этого города, в котором каждый полотер в душе — Том Круз. Энергетика складывается из историй успеха, несбывшихся надежд, скандалов, разводов. Один мой американский приятель-музыкант рассказывал истории о привидениях Лос-Анджелеса, о неуспокоенных душах всех этих людей, которые стремительно делали карьеры, кончали жизнь самоубийством, а теперь правят живущими там.

Вы по-прежнему постоянно разъезжаете по миру?

Да, причем скорость моих передвижений увеличилась. Я постоянно встречаю интересных людей, это такой эмоциональный фон, в котором чертовски приятно находиться. Однажды на одной лондонской вечеринке я лицом к лицу столкнулся с Миком Джаггером и подумал, а интересно ли ему в шестьдесят лет прыгать по сцене? Увидел, как светятся его глаза, и сразу понял, что интересно. Rolling Stone можно сколько угодно обвинять в «коммерциализации», но они излучают энергию настоящего рок-н-ролла. Молодым слушателям нужно ловить выступления всех этих людей, потому что уже завтра энергия живой музыки просто исчезнет.

Получается, «цифра» все убила? Не думаю, что стоит говорить об убийстве, это просто переход в некий иной этап. «Цифра» в некотором смысле упрощает процесс, но лучшие современные песни все равно основаны на семплах из старой музыки. Весь мир становится более роботизированным, мы даже общаться стали по-другому. Еще десять-пятнадцать лет назад мы писали друзьям письма от руки, и в этом была своя магия. А теперь — электронная почта, смс, все быстрее, доходчивее… Вид открытки, подписанной человеком от руки, может растрогать до слез.

Справка RS

Илья Игоревич Лагутенко родился 16 октября 1968 года в Москве, вскоре мать перевезла его на Дальний Восток. В 1992 году во Владивостокe Илья окончил университет по специальности «востоковедение и африканистика». В первом российском блокбастере «Ночной дозор» Илья сыграл роль вампира. “Мумий Тролль” представляли Россию на фестивале «Евровидение 2001» в Копенгагене и заняли 12-е место, после чего Илью полюбили в Скандинавии.

Андрей Бухарин

Прислано: Elis

Еще